/* GoogleAds */

Главная

ПРОЕКТ "ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ"

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


soc:gamlet

Гамлет. Этико-интуитивный экстраверт (Артист)

Установка сознания Этико-интуитивного экстраверта (Гамлет): жизнь наполнена смыслом, если в ней присутствует эмоциональный накал, драматизм переживаний ("Черная" этика эмоций (экстраверт) — программная функция), и надо угадать ту идею, которая захватит воображение людей и правильным образом сформирует их чувства ("Белая" интуиция времени (интроверт) — реализация программы).

Дуал Гамлета - Максим Горький.

Характеристика по функциям сильных каналов

I канал — Программа

«Черная этика» - открытое эмоциональное воздействие, непосредственная эмоциональная реакция

Жизнь для Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) — это сфера эмоций, которыми он искусно управляет, как дирижер оркестром. Он имеет в своем арсенале способность воздействовать на окружающих широким диапазоном собственных чувств — от мощного взрыва, насыщенного трагизмом или восторгом, до способности несколько дней ходить с «каменным лицом», всем своим видом наказывая того, кто, как ему кажется, обидел или оскорбил его.

Вспомните эпизод, когда князь Андрей Болконский презрительно разговаривает с пожилым генералом:

«В то время как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, навытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что-то докладывал князю Андрею.

Очень хорошо, извольте подождать, — сказал он генералу по-русски, тем французским выговором, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что-то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису».

Такой этик способен оскорбить намеренно, прекрасно владея «эмоциональным полем» и успешно им манипулируя.

Для Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) характерна контрастность собственных чувств, он и сам мгновенно скатывается в депрессию — причиной этому может послужить даже малейшее замечание, но может и прийти в восторг от такой же малости. Однако нельзя сказать, что такая напряженная эмоциональная жизнь его утомляет или угнетает. Напротив, если ситуация входит в спокойное русло, Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) предпочитает создать напряженность сам — без периодических эмоциональных бурь он чувствует себя не у дел, поскольку в спокойной жизни исчезают рычаги для его манипуляций. Поэтому он не выносит одиночества, ведь тогда исчезает поле для проявления его ведущей функции. Ему лучше жить в скандалах, чем одному.

Будучи человеком очень эмоциональным, он легко откликается на чужую беду, способен на горячее и искреннее, хотя и кратковременное сочувствие. Прекрасно умея манипулировать чувствами других людей, он в то же время сам очень раним, сильно зависит от мнения окружающих, которые, однако, ему всегда необходимы в качестве слушателей или зрителей.

Огромную роль в его жизни имеет любовь. Накал страстей, мучительные падения в отчаяние и неизвестность, восторг от предвкушения встречи — как нельзя лучше выражают его природные стремления к бурной эмоциональной жизни. Но в этом, как и во многом другом — он не способен идти на компромиссы, прощать, проявлять великодушие.

Вспомним, что Андрей Болконский не может простить Наташе ее неудавшийся побег с Курагиным:

«— Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна и что я желаю ей всего лучшего. Пьер взял в руки связки бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что-нибудь, или ожидая, не скажет ли чего-нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.

— Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, — сказал Пьер, — помните о…

— Помню, — поспешно отвечал князь Андрей, — я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу».

Такая же жесткость проявляется в суждениях князя Андрея, когда речь идет о военных событиях, то же самое нежелание идти на компромиссы, как и в личной жизни:

«Не брать пленных, а убивать и идти на смерть!»

II канал — Реализация программы

«Белая интуиция» - предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

Овладеть вниманием окружающих, удерживать его на себе, вести людей за собой ему помогает неуемная фантазия. Он способен посвятить себя служению высокой идее, особенно если признает ее благородной и уникальной. Возможность продемонстрировать собственную исключительность — для него источник вдохновения и стимул к деятельности. Недаром люди именно этого психотипа чаще других не соглашаются участвовать в определении своего психотипа, им кажется совершенно недопустимой мысль о том, что они могут быть похожи на кого-то другого. Всем своим существом они уверены в собственной уникальности и неповторимости.

Интровертная интуиция, характеризует, кроме умения предвидеть ход развития событий, также и мечтательность, склонность к философии, уход в мир идеальных вымыслов. Часто у Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) эти свойства характера проявляются в стремлении к идеальной любви:

«Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! Я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! — с злостью вслух проговорил он. — Как же! Я верил в какую-то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия!»

И все же сильная интуиция времени позволяет Гамлету (Этико-интуитивный экстраверт) хорошо предвидеть развитие событий, почувствовать, как поведет себя в конкретном случае тот или иной человек. Бывает, он с готовностью предупреждает близких о грозящей им опасности или просто о возможных неприятностях, старается научить, как лучше действовать в сложившейся ситуации.

Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) стремится уловить динамику происходящего, заглянуть в будущее. Часто он действительно может достаточно хорошо прогнозировать происходящее, и это развитие сильно волнует его.

«Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней».

В продолжении этого сюжета мы уже обнаруживаем яркое проявление ведущей, программной функции этого психотипа — князь Андрей ощущает себя некоторым нравственным эталоном, когда офицеры начинают зубоскалить по поводу поражения генерала Мака:

«Если вы, милостивый государь, — заговорил он пронзительно, с легким дрожанием нижней челюсти, — хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.

Несвицкий и Жерков были так удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.

— Ну, что ты, братец, — успокаивая, сказал Несвицкий.

— Как что?— заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. — Да ты пойми, что мы — или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся общей неудаче, или мы лакеи, которым нет дела до господского дела».

Этот эпизод очень характерен для психотипа Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт). В нем — проявление обеих сильных функций его. Он интуитивно видит все негативные последствия поражения австрийского генерала Мака для русской армии и эмоционально демонстрирует своим сослуживцам опасность ситуации. В этом — ведущая социальная роль Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт).

Характеристика по функциям слабых каналов

III канал — Канал наименьшего сопротивления

«Белая сенсорика» - гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствие, деньги

Если в собственных способностях Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт), как правило, не сомневается, то область бытовых проблем, самочувствия и здоровья — те сферы жизни, в которых Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) ориентируется не лучшим образом. Он неравнодушен ко всему изысканному, стремится организовать в своем доме салонную обстановку, но ему трудно повседневно заниматься бытовыми вопросами.

Болевая функция — область неадекватного восприятия действительности. Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт), в частности, может относиться неприязненно к физическому телу и его физиологическим потребностям.

Например, Андрей Болконский оказывается на берегу пруда, где в мутной воде, воспользовавшись передышкой, солдаты устроили себе купание.

«Офицер Тимохин, с красным носиком, обтирался на плотине и застыдился, увидев князя, однако решился обратиться к нему.

— То-то хорошо, ваше сиятельство, вы бы изволили! — сказал он.

— Грязно, — сказал князь Андрей, поморщившись. (…)

Он придумал лучше облиться в сарае. «Мясо, тело, (…)». — думал он, глядя на свое голое тело, и вздрагивал не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде всего этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде».

Эта физиологическая неприязнь часто оборачивается излишней мнительностью Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) относительно своего здоровья. Он плохо переносит дискомфорт окружающей обстановки и физическую боль. Слабо ощущая потребности собственного тела, может или постоянно бегать к врачу, или вообще не появляться в медицинских учреждениях, пока не свалится.

Заметная черта его также — брезгливость, плохая переносимость боли, повышенная чувствительность ко всяким физическим неудобствам.

К области сенсорики ощущений также частично относятся и деньги. Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) может, поддавшись сиюминутному настроению, подогреваемый вниманием публики, проявить незаурядную щедрость, но в другие периоды может выглядеть достаточно скупым и пожалеть для близкого человека, казалось бы, малость.

IV канал — Канал внушения

«Белая логика» - умозрительная структура, системы, научные теории

Ведомый, главным образом, эмоциями, Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) не очень внимателен к строгости логических умозаключений. Он способен с одинаковой убедительностью аргументировать любое утверждение, если ему это очень нужно, даже в тех случаях, когда совсем недавно он с не меньшей убедительностью доказывал прямо противоположное.

Уговаривая нужного человека взяться за какую-то работу, он может, что называется, «сулить златые горы», но когда тот соглашается и делает, обещания могут остаться только на словах.

Вообще же, Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) не прочь проявить себя в интеллектуальной области, показать свою причастность к философским проблемам, любит поговорить на абстрактные темы. С целью продемонстрировать свою компетентность, он заранее собирает сведения такого рода из разных источников, умеет при случае в салонной беседе блеснуть своей эрудицией.

Тот, к кому он относится с уважением, часто для Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) является большим авторитетом в области логических умозаключений. Он прислушивается к мыслям и суждениям таких людей и часто впоследствии совершенно искренне склонен считать их своими. В романе «Война и мир» Толстой неоднократно описывает разговоры Андрея Болконского и Пьера Безухова о самых разных предметах, чаще всего они касаются достаточно абстрактных общефилософских вопросов: «— У него удар, он умирает, а ты пустишь ему кровь, вылечишь, он калекой будет ходить десять лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся — и так их много. (…)

Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.

— Так вот кого и чего жалко, — человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты, а не их спин и лбов, которые, сколько ни секи, сколько ни брей, все останутся такими же спинами и лбами.

— Нет, нет и тысячу раз нет! я никогда не соглашусь с вами, — сказал Пьер».

Обратите внимание на то, что князь Андрей достаточно уверенно делит людей на определенные классы, в которых явно угадываются высшие и низшие. Он не допускает возможности того, что простой человек наделен от природы такой же чувствительностью к побоям и боли, какой наделен он сам. Думается, что этот эгоцентризм связан с тем, что его интуиция во втором канале — интровертна, что затрудняет его способность почувствовать, в частности, страдания и боль другого человека.

Общие сведения

Принадлежность князя Андрея к психотипу Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) не так очевидна, как других героев романа к их психотипам. Экстравертный этик, по идее, должен бы проявлять больше эмоций и меньше рассудительности. Князь Андрей иногда производит впечатление человека Интровертного.

Князя Андрей, возможно, принадлежит к так называемому интуитивному подтипу, подтипу с усиленной интуицией.

Еще пример один пример характерного проявления ведущей функции Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) — умения заставить другого человека испытывать нужные ему эмоции. В качестве наглядного пособия возьмёт роман Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».

Этот роман знакомит нас с яркой представительницей психотипа Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт), генеральшей Крохоткиной. Она живет исключительно при материальной поддержке своего сына, очень доброго человека. Опасаясь, что женитьба сына ограничит ее материальные претензии, она не дает ему своего благословения, заявляя, что дохода от его имения «едва достаточно на содержание его семейства (то есть на содержание его маменьки, со всем ее штабом приживалок, мосек, шпицев, китайских кошек и проч.), и среди этих укоров, попреков и взвизгиваний вдруг, совершенно неожиданно, вышла замуж сама, прежде женитьбы сына, будучи уже сорока двух лет от роду. Впрочем, и тут она нашла предлог обвинить моего бедного дядю, уверяя, что идет замуж единственно чтоб иметь убежище на старости лет, в чем отказывает ей непочтительный эгоист, ее сын, задумав непростительную дерзость: завестись своим домом».

Когда же ее второй муж, генерал, умер, и сын предложил ей переехать к нему, в его имение Степанчиково, то «долго ломалась генеральша, отказывая в прощении непокорному сыну. Она говорила, рыдая и взвизгивая, окруженная толпой своих приживалок и мосек, что скорее будет есть сухой хлеб и, уж разумеется, «запивать его своими слезами», что скорее пойдет с палочкой выпрашивать себе подаяние под окнами, чем склонится на просьбу «непокорного» переехать к нему в Степанчиково». Разумеется, что все это кончилось тем, что генеральша вместе со своими приживалками и моськами переехала к сыну.

Апофеозом же этого свойства психотипа Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) может служить пример поведения Фомы Фомича Опискина, который, переселясь вместе с генеральшей в дом полковника, устраивает для окружающих и, в первую очередь, для самого хозяина дома подлинный психологический террор. Вот образчик его манипуляции:

«— Прежде кто вы были? — говорит, например, Фома, развалясь после сытного обеда в покойном кресле… — На кого похожи вы были до меня ? А теперь я заронил в вас искру того небесного огня, который горит теперь в душе вашей. Заронил ли я в вас искру небесного огня, или нет? Отвечайте: заронил я в вас искру, иль нет?
Фома Фомич, по правде, и сам не знал, зачем сделал такой вопрос. Но молчание и смущение дяди тотчас же его раззадорили. Он, прежде терпеливый и забитый, теперь вспыхивал, как порох, при каждом малейшем противоречии. Молчание дяди показалось ему обидным, и он уже теперь настаивал на ответе.

— Отвечайте же: горит в вас искра или нет?

Дядя мнется, жмется и не знает, что предпринять.

— Позвольте вам заметить, что я жду, — замечает Фома обидчивым голосом. (…)

— Хорошо! так, по-вашему, я так ничтожен, что даже не стою ответа, — вы это хотели сказать? Ну, пусть будет так; пусть я буду ничто.

— Да нет же, Фома, бог с тобой! Ну когда я это хотел сказать?

— Нет, вы именно это хотели сказать.

— Да клянусь же, что нет!

— Хорошо, пусть я буду лгун! пусть я, по вашему обвинению, нарочно изыскиваю предлога к ссоре; пусть ко всем оскорблениям присоединится и это — я все перенесу… (…)

— Фома Фомич! маменька! — восклицает дядя в отчаянии. (…) А ведь и не замечал до сих пор, что грешен, как козел, эгоист первой руки и наделал зла такую кучу, что диво, как еще земля держит!

— Да, вы-таки эгоист! — замечает удовлетворенный Фома Фомич».

Не следует только думать о том, что все реальные представители психотипа Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) столь же капризны и всеми силами стараются морально подавлять окружающих людей, особенно — своих добросердечных благодетелей. Фома и генеральша — сосредоточие наиболее отрицательных черт манипулятивности, к которой любят прибегать представители этого психотипа, ярко запечатленных Достоевским.

Однако в противовес им князь Андрей Болконский являет собой положительный образ Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт).

Пример №1: Руководителем конструкторского бюро является сотрудник психотипа Максим Горький. Логико-сенсорный интроверт (Систематик). Задачей такой группы является разработка нового двигателя. Хорошим дополнением к руководителю-Максиму, несомненно, станет его дуал — Гамлет, поскольку он способен предложить совершенно новую идею, посмотреть на проблему с неожиданной стороны, уйти от тривиальных решений. Максим же, со своей стороны, прекрасно доведет эту работу до детального чертежа, организует создание опытного образца, отладит нужный режим работы. Это — также тот самый случай, когда партнеры эффективно дополняют друг друга в общей работе.

Пример №2: Рабочий на конвейере психотипа Максим Горький. Логико-сенсорный интроверт (Систематик), в качестве напарника выберет коллегу психотипа Гамлет. Гамлет, способный обидеться на какую-то мелочь и демонстративно удалиться, будет самым плохим выбором. В этом случае также неизбежен конфликт.

Профессиональные возможности Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт)

Наиболее эффективно применение способностей Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) в тех областях деятельности, где требуется увлечь аудиторию. Это прежде всего театральные подмостки. Наибольшее число великих артистов принадлежит именно к этому психотипу.

Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт) прекрасный педагог, артистичный и вдохновенный, многих людей этого психотипа привлекает также и политика — возможность управлять эмоциями людей, в том числе и чувствами больших народных масс на площадях.

Многие представители Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) обладают литературным даром, музыкальностью, любовью к изобразительному искусству, танцам, и все эти виды деятельности удаются им наилучшим образом.

Хорошее проникновение во внутренний мир человека приводит некоторых представителей Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) в ряды психологов — и здесь их деятельность может оказаться достаточно успешной.

Общие внешние признаки Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт)

Для Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) характерна очень широкая палитра эмоциональной выразительности. Этот психотип умеет изобразить себя таким, каким ему в этот момент захочется себя представить.

Это может быть и смех.

Может быть и показная разочарованность, почти маска трагедии.

Перед нами может оказаться и необычная личность, в которой мы ощущаем внутреннюю работу души, значительность.

Самые узкие «аристократические» лица встречаются именно среди типа Гамлет (Этико-интуитивный экстраверт).

Однако если присмотреться повнимательнее, мы обнаружим, что для них всех характерна вялая нижняя часть лица, безвольный, иногда капризный рот. В общении чувствуется некоторая театральность, повышенная эмоциональность, часто он «работает на зрителя».

Один из наиболее часто встречающихся подтипов — интровертированный, внешне старающийся себя не проявлять словами и поступками, хотя весь его облик молчаливо кричит: «Посмотрите, как я одинок, моя душа — кладезь величайших достоинств, обратите на меня внимание!»

Очень часто такого Гамлета (Этико-интуитивный экстраверт) определяют как интроверта. Здесь необходимо быть внимательнее, Гамлет (Артист) способен играть вполне убедительно любую роль.

!!Заказать соционическое исследование: определение своего психотипа, подбор спутника жизни, подбор сотрудника, подбор напарника по бизнесу, выявление конфликтных пар и прогнозирование конфликтов в коллективе.

soc/gamlet.txt · Последние изменения: 2012/09/01 23:12 (внешнее изменение)

Вы можете оставить свои комментарии в разделе "Обсуждение".
Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку "Подписаться", расположенную справа снизу каждой страницы (знак конверта).




Индекс цитирования