В 1928 году завершилась Центрально-Азиатской экспедиция Рерихов.
В 1928 году основан Институт Институт Гималайских исследований «Урусвати».
В 1928 году Рерихи переехали в долину Кулу.
В 1928 году Владимир Шибаев стал личным секретарём Николая Рериха (до 1939 года).
Летом 1928 года сотрудницы нью-йоркского Музея Рериха З.Г.Лихтман и Ф.Грант гостили у Рерихов в Индии.
В 1928 году Рерихи встречались с ламой Ринпоче, настоятелем монастыря Гум, расположенного на окраине Дарджилинга.Рерихи тоже жили в Дарджилинге, в доме Далай Пхобранг, резиденции правителя Тибета Далай-ламы XIII. Читать записи Ф.Грант об этой встрече.
В 1928 году в Нью-Йорке был учрежден постоянный комитет Пакта по сохранению культурных ценностей.
27 января - письмо Цыбена Жамцарано1) к Морису Лихтману по поводу съёмок фильма о Монголии.
март 1928 г. - экспедиция, наконец, получила разрешение на дальнейшее продвижение, но в обход, через малоизученную географами и неизвестную русским путешественникам область Великих Озер, лежащую к северу от Трансгималаев. Перейдя Трансгималаи через перевал Сангмо-Бэртик (5819 м), караван вступил в южный Тибет, богатый искусством прошлого. Здесь у Николая Рериха зарождается серия картин «Твердыни Тибета», изображающая замечательные памятники тибетского зодчества раннего средневековья.
6 мая - письмо М.Лихтмана2) в Главный Концессионный комитет СССР с просьбой перенести экспедицию корпорации «Белуха» на Алтай с 1928 на 1929 год.
«Мы просим Вас принять к сведению, что нам представляется совершенно невозможным организовать экспедицию на Алтай в этом году… Наш главный инженер, находившийся в экспедиции в Южной Америке, настолько задержался, что он не сможет вовремя вернуться. Поэтому мы считаем, будет слишком поздно предпринимать посылку какой-либо экспедиции этим летом… Ввиду этого непредвиденного обстоятельства, мы просим Вас о продлении нашего опциона до 1930 года».
Настоящая причина переноса работ по Алтаю оказалась, видимо, совершенно иной. В конце мая 1928 года завершилась Тибетская миссия Рерихов. Она привнесла новые обстоятельства в Мировой план, и мечты о Звенигороде пришлось пригасить. Возможно, к данной ситуации добавилось и отсутствие денег у Хорша. Все свободные средства он направил на строительство небоскреба в Нью-Йорке, в котором планировалось разместить Музей Рериха и другие учреждения.
17 мая - запись в дневнике Е.Рерих о том, в что в институте Урусвати будет происходить овладение “новыми энергиями именно опытным лабораторным путем”.
24 мая - окончание Центральноазиатской экспедиции Рерихов. Экспедиция вернулась в Гангток, перевалив через Гималайский хребет с севера в районе Джомолунгмы. В столице Сиккима с распростертыми объятиями Рериха встретил полковник Бейли. На своем пути экспедиция собрала обширнейший научный материал.
26 мая - караван прибыл в Дарджилинг, где экспедиция была официально расформирована. После изнурительного путешествия у всех было единственное желание – поскорее расположиться на отдых. В имении «Хиллсайд» члены экспедиции жили целых полгода.
июнь 1927г. - Рерихи приглашают находящегося в Риге В.Шибаева в Индию.
11 июня - состоялось заседание Малого Главного Концессионного комитета при СНК, на котором снова было рассмотрена просьба корпорации «Белухи» о продлении опциона на организацию экспедиции на Алтай (см. письмо М.Лихтмана от 6 мая). В протоколе отмечалось, что «концессионер недостаточно серьезно заинтересован данным районом».
13 июня - Николай Рерих направляет письмо Далай-ламе XIII и Государственному совету правительства Тибета по поводу отказа принять экспедицию Рерихов. Ответы тибетских властей Рерих намеревался сообщить высокому правительству Соединенных Штатов Америки.
Петицию, адресованную Владыке Поталы, Рерих составил достаточно лаконично, без лишних эмоций. Рерих выдвинул в своем письме пять пунктов обвинения. Письмо начиналось традиционным обращением, имевшим в данном контексте оттенок легкого сарказма, – «Несравненному Бесценному Защитнику всех живых существ Далай-ламе…».
Тибетское правительство принуждалось к ответу:
Напуганные министры начали срочные консультации с полковником Бейли, ссылаясь на собственные оценки британского резидента, который представил Рериха как «красного русского».
Англичане через полковника Бейли рекомендовали не давать письменного ответа, а сообщить обтекаемое мнение по телефону. Лхаса последовала этому совету. Такой исход стал вполне закономерным, ибо Тибет связывал свои надежды с британским правительством.
26 июня - Главконцесском направил письмо вице-президенту Корпорации «Белуха» [М.М.Лихтману], в котором сообщалось, что правительство СССР готово было пойти на уступки по переносу сроков экспедиции на 1929 год, при условии, если американская корпорация внесет залог в 5 тысяч долларов (с возвратом его по прибытии экспедиции в район Белухи на будущий год).
7 июля - запись в дневнике Е.Рерих: «Доверенный Чахембула3) около Тибета».
10 июля - запись в дневнике Е.Рерих: «Чахембула4) подымет знамя в Монголии. Гуру явится на пути, и Х[утухта] на соборе провозгласит начало новой кальпы».
15 июля - запись в дневнике Е.Рерих: “Удрая может писать Перцову”. Речь шла о переписке Юрия Рериха с его другом из Бостона.
24 июля 1928 г. - основан Институт Гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»).
Структура института предусматривала возможность комплексного изучения большого круга научных проблем, и деятельность института была рассчитана на обширные интернациональные связи. Директором института стал уже широко признанный в научных востоковедческих кругах – Юрий Рерих. Святослав Рерих принял на себя прямое руководство некоторыми секторами отдела естественных наук (ботаника, орнитология, фармакопея, кристаллография, тибетская медицина), а также исследованиями по истории искусств и культуры народов Азии.
На должность секретаря института «Урусвати» был приглашен вызванный из Европы Владимир Шибаев.
OFFICERS
HELENA ROERICH, Honorary President-Founder
NICHOLAS ROERICH, President-Founder and Chairman of Board
LOUIS L. HORCH, President of Roerich Museum
VICE-PRESIDENTS
FRANCES R. GRANT, DR. EDGAR L. HEWETT, NETTIE S. HORCH, PROF. CHARLES R. LANMAN, S. G. LICHTMANN, DR. HOMER F. SWIFT
DIRECTOR
GEORGE N. ROERICH
12 августа - 13 августа - 14 августа - 15 августа - 16 августа - 17 августа - 18 августа - 19 августа - 20 августа - 21 августа - 23 августа - 24 августа - 25 августа - 26 августа - 27 августа - 28 августа - 29 августа - 30 августа - 31 августа
осень 1928г. - В.Шибаев прибыл в Индию. Он заступил в новую должность – личного секретаря Н.К.Рериха, а затем и секретаря Института Гималайских исследований «Урусвати», и пробыл в этой должности десять лет. Деятельность «Мировой Службы» Шибаеву пришлось свернуть. На время принимался другой грандиозный план – строительство Города Знаний в Гималаях.
1 сентября - 2 сентября - 3 сентября - 4 сентября - 5 сентября - 6 сентября - 7 сентября - 8 сентября - 9 сентября - 10 сентября - 13 сентября - 14 сентября - 15 сентября - 16-17 сентября - 18 сентября - 19 сентября - 20 сентября - 21 сентября - 22 сентября - 23 сентября
24 сентября - на письмо Главконцесскома СССР о залоге (см. письмо от 29 июня 1928г.) Луис Хорш ответил неожиданным отказом…
25 сентября - 26 сентября - 27 сентября - 28 сентября - 29 сентября - 30 сентября
23 октября - письмо Ф.Грант из Даржилинга Г.Уоллесу. В этом письме идет речь об организации американского центра в Гималаях, где сложились уникальные условия для исследования электромагнитного излучения природной среды. Оказалось, Уоллес давно уже ставит эксперименты, связанные с электромагнитными излучениями, а именно они и должны стать основной областью специализации «Урусвати». Фермер из Айовы постепенно вовлекается в деятельность Института Гималайских исследований.
8 ноября - запись в дневнике Е.Рерих: “Устройство лаборатории можно ожидать в Гималаях”.
декабрь 1928 г. - Рерихи покинули Дарджилинг. Институт Гималайских исследований «Урусвати» переехал в долину Кулу, расположенную в Западных Гималаях. По словам Е. Рерих, это место было выбрано неслучайно. «Долина Кулу…, является исключительной местностью, научная ценность которой только начинает выявляться, но и в начале своем поражает богатейшим материалом. Как и в историческом, археологическом, филологическом, так и в ботаническом, геологическом и физическом отношениях Институту предстоит… плодотворнейшая работа».
До Патанкота благополучно добрались по железной дороге, дальше же пришлось снаряжать настоящий караван. В.Шибаев, присутствовавший при переезде, вспоминает: «На несколько машин погрузили домашнее имущество, картины, коллекции, различное экспедиционное оснащение. Особняком шла вся конюшня, находившаяся в ведении Юрия Николаевича…
Первую ночевку организовали в Палампуре, на высоте тысяча метров. Это было в конце декабря 1928 года. Мне удалось достать елочку и маленькие свечи, и в далеких Гималаях засверкала традиционная русская рождественская елка. Следующая остановка была в Манди, где раджа предоставил для ночевки большую удобную дачу. К вечеру третьего дня, проехав на машинах ущелье Ут, мы достигли долины Кулу, которую местные жители часто называют «Долиной трехсот шестидесяти богов». В то время горные дороги в этих местах были так узки, что движение по ним происходило лишь в одну сторону с двухчасовыми перегонами и разъездами».
В долине Кулу Рерихам посчастливилось приобрести у раджи Манди участок с прекрасным двухэтажным домом для жилья. Дом находился на удобной площадке склона горного хребта на высоте 2000 метров над уровнем моря. Метров на триста выше по склону находилась другая площадка со строениями, которые после реконструкции и дополнительных пристроек можно было отвести для нужд института.
28 декабря 1928 г. - в долину Кулу прибыл караван, груженный экспедиционной утварью, многочисленными находками и картинами из Центральноазиатской экспедиции Рерихов.
Вот как описывает Кулу один из посетителей:
«…Как чист, прозрачен и душист воздух в священной долине! Там ветер, несущий аромат со снежных вершин, смолы хвойных деревьев, некоторые из них в 200 и больше футов вышиной, и запах чистой воды целебных источников.
Весной цветут вишни, а позже бродят сердитые медведи, любящие полакомиться ими. Около дома жимолость, посаженная Еленой Ивановной, и много роз, а на склоне горы в лесу целебные травы. Внизу мастерская Николая Константиновича, в которой много полотен Гималайских гор, с такими прозрачно-тонкими и бархатистыми оттенками красок. Смотришь и не насмотришься на них, так питают они сердце гармонией композиции и вдохновенным устремлением к прекрасным и далеким высотам духа. У входа в дом, в застекленной веранде, много цветов в вазонах — кактусы, алоэ.
В доме комната Елены Ивановны, кажущаяся вся наполненной синим цветом.. Там висит лампочка, которую она зажигала, когда записывала искры мудрости и света. Как хорошо пахнет в доме деревом и душистыми цветами! Тихо, только ветер шевелит ветви деревьев, да водопад шумит вдали. Выше дома - Гималайский Институт Исследований…
Какое-то непривычное сердечное напряжение в этих горах, видимо, почва полна электричества, и магнитные токи необычайно сильны».
Обсуждение