/* GoogleAds */

Главная

ПРОЕКТ "ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ"

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


soc:dostoevskij



Достоевский. Этико-интуитивный интроверт (Гуманист)

Установка сознания Этико-интуитивного интроверта (Достоевский: условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики, морали и нравственности, бережное хранение традиций ("Белая" этика отношений (интроверт) — программная функция), поэтому необходимо заниматься нравственным усовершенствованием, воспитывать и развивать духовность, искать в человеке истинные ценности ("Черная" интуиция возможностей (экстраверт) — реализация программы).

Характеристика по функциям сильных каналов

I канал — Программа

«Белая» этика отношений - отношения между людьми, вопросы долга и морали, совести, соблюдение традиций

Для этико-интуитивного интроверта (Достоевский) главным в жизни являются те этические нормы отношений, которые человечество выработало на протяжении истории своего существования. Его интересуют вопросы добра и зла, нравственности и безнравственности, сохранение традиций, соблюдение норм морали. Он очень чувствителен к самым незначительным нюансам отношений людей друг к другу и к нему самому.

Попадая в любое человеческое сообщество — будь то семья, рабочая группа, компания на отдыхе, — сразу чувствует, все ли в порядке, или между членами этого сообщества имеются какая-то напряженность, разлад, даже если это и скрывается от посторонних глаз. Плохо переносит натянутость отношений, особенно если эта натянутость имеет к нему непосредственное отношение. Если он не в силах ее преодолеть, как правило, просто уходит на психологически далекую дистанцию, однако это переживается им достаточно болезненно.

Характерное свойство этико-интуитивного интроверта (Достоевский) — во всех видеть и предполагать хорошие, добрые свойства натуры. Ему бывает трудно поверить в то, что кто-то поступил по злой воле. Этико-интуитивный интроверт (Достоевский) склонен скорее оправдать поступки людей.

Примером такого отношения к окружающим людям может послужить поведение Роберта Локампа, одного из трех товарищей, описанных Ремарком. Вместе со своими друзьями он часто проводит время в небольших кабачках и знает всех их обитателей, в том числе и проституток. Прекрасно понимая их жизнь, причины, которые привели их сюда, Роберт легко находит с ними общий язык, поскольку по-человечески уважает их. Он понимает, что, несмотря на свое ремесло, каждая из этих женщин мечтает выйти замуж, и вот, кажется, на этот раз повезло Лилли:

«Я знал, как нужно себя держать. (…)
— Все уже приготовлено, Лилли? — спросил я.
Она кивнула:
— Приданым я запаслась давно.
— Великолепное приданое, — сказала Роза. — Все полностью, вплоть до последнего кружевного покрывальца.
— А зачем нужны кружевные покрывальца? — спросил я.
— Ну что ты, Робби! — Роза посмотрела на меня так укоризненно, что я поспешил вспомнить. (…)
Я сел за пианино. Роза уже давно ожидала этого. Она любила музыку, как все такие девицы. Я сыграл на прощанье снова те песни, которые любили она и Лилли».

Этико-интуитивный интроверт (Достоевский) очень раним и эмоционален, но это качество отнюдь не всегда заметно окружающим. Внешне он может даже выглядеть спокойным и холодным человеком (интроверт), но это — обманчивое впечатление, поскольку даже мелкое событие, связанное с отношениями между людьми и к нему самому, оставляет в его душе глубокий след и долго им переживается.

Этико-интуитивный интроверт (Достоевский) Роберт очень глубоко и серьезно полюбил Патрицию Хольман. Но она больна и очень трогательна в своей хрупкости и беспомощности.

«— Я так счастлива, — сказала она.
Я стоял и смотрел на нее. Она сказала только три слова. Но никогда еще я не слыхал, чтобы их так произносили. (…)
И вдруг я увидел, что значу что-то для другого человека и что он счастлив только оттого, что я рядом с ним. Такие слова сами по себе звучат очень просто, но когда вдумаешься в них, начинаешь понимать, как все это бесконечно важно. Это может поднять бурю в душе человека и совершенно преобразить его. Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое, ради чего стоит жить. Мужчина не может жить для любви. Но жить для другого человека может. Мне хотелось сказать ей что-нибудь, но я не мог. Трудно найти слова, когда действительно есть что сказать».

К несчастью, болезнь Патриции прогрессирует. Друзья предпринимают героические усилия, чтобы спасти Пат, они даже продают своего любимого «Карла», чтобы заплатить за ее лечение, но и эта жертва не помогла Патриции — она умерла. Когда ее не стало, Роберт внешне никак не проявляет своих чувств:

«— Хочу остаться один, — говорю я.
— А не следовало бы сперва… — говорит кто-то.
— Нет, — отвечаю я. — Уходите, не трогайте.
Потом я смыл с нее кровь. Я одеревенел. Я причесал ее. Она остывала. Я перенес ее в мою постель и накрыл одеялами. Я сидел возле нее и не мог ни о чем думать. Я сидел на стуле и смотрел на нее. Вошла собака и села рядом со мной. Я видел, как изменялось лицо Пат. Я не мог ничего делать. Только сидеть вот так опустошенно и глядеть на нее. Потом наступило утро, и ее уже не было».

Это очень характерно для этико-интуитивного интроверта (Достоевский) — внешне становиться как бы безучастным, «деревенеть», никак внешне не реагировать, хотя перед нами не логик, а этик. Но, заметим, боль от утраты от этого только сильнее. Когда плачут и кричат, легче пережить душевную боль, а горе невыплаканное продолжает долго жить в душе.

II канал — Реализация программы

«Черная» интуиция возможностей - способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта

Чтобы достичь гармонии в отношениях с людьми, этико-интуитивный интроверт (Достоевский) ищет истинные ценности в жизни. Еще в юности он формирует в своем воображении нравственный идеал, которого стремится достичь. В основе его программы, чаще всего, лежит воспитание в себе чувства долга. При малейшем отклонении своего поведения от принятого им самим для себя идеала он способен к жестокому самобичеванию. Бывает так, что в нем постепенно нарастает непреходящее чувство вины перед всеми за свои поступки.

Как правило, этико-интуитивный интроверт (Достоевский) очень хорошо видит, каковы истинные возможности того или иного человека, каковы его способности. То же может относиться и к различным новым течениям и направлениям, в частности, в науке. Одновременно он прекрасно видит, что спрятано за «маской», которую может надеть на себя тот или иной человек, чтобы скрыть истинные свои намерения и чувства. Манипуляцию этико-интуитивный интроверт (Достоевский) видит мгновенно и относится к ней резко отрицательно, считая ее бесчестной. Сам он предпочитает не пользоваться «масками», не играть роли, не обманывать ни самого себя, ни других, а стремится к истинным общечеловеческим ценностям, считая это более важным, чем материальное благосостояние.

Один из завсегдатаев кабачка в романе Ремарка «Три товарища», Фердинанд, говорит Роберту, представителю именно этого психотипа:

«Ты принадлежишь к тайному братству, члены которого скорее погибнут, чем сделают карьеру, скорее проиграют, распылят, потеряют свою жизнь, но не посмеют, предавшись суете, исказить или позабыть недосягаемый образ, — тот образ, брат мой, который был навечно утвержден в часы, и дни и ночи, когда не было ничего, кроме голой жизни и голой смерти».

Сочетание функций ведущего блока часто проявляется в том, что этико-интуитивный интроверт (Достоевский) становится психотерапевтом для окружающих. Если кому-то плохо, этико-интуитивный интроверт (Достоевский) естественным образом принимает самое непосредственное участие в том, чтобы стать своего рода «психологическим пластырем» для душевных ран этого человека, старается облегчить его моральные страдания.

Так, Роберт с величайшим тактом сообщает соседке по пансиону о том, что ее муж после того, как она покинула его, больше не смог жить:

«Я молчал, с меня было довольно. Ее первое потрясение прошло, она знала, что Хассе умер, во всем остальном ей нужно было разобраться самой. Ее ждал еще один удар — ведь ей предстояло узнать, что он повесился. Но это было уже ее дело. Воскресить Хассе ради нее было невозможно.
Теперь она рыдала. Она исходила слезами, плача тонко и жалобно, как ребенок. Это продолжалось довольно долго. Я дорого бы дал за сигарету. Я не мог видеть слез».

Характеристика по функциям слабых каналов

III канал — Канал наименьшего сопротивления

«Черная» сенсорика волевая (экстраверт) - позыв к активному действию, экспансия, владение пространством, напористость

Все, что связано с насилием в любом виде, этико-интуитивный интроверт (Достоевский) воспринимает очень болезненно. Ему психологически трудно видеть драки, убийства даже в том случае, если это всего лишь показано в телевизионном фильме. Такие зрелища вызывают у него единственное желание — прекратить это немедленно. Еще более сильна реакция на такие события в жизни, особенно если наказанию подвергаются дети.

этико-интуитивный интроверт (Достоевский) считает, что каждый человек обязан сам себя воспитывать, но жесткость, с которой он это проделывает по отношению к себе, порой неадекватна. Он оценивает свои действия с точки зрения твердости и настойчивости, способен тиранить себя различными долженствованиями вплоть до того, что может довести себя даже до нервного истощения и расстройства.

IV канал — Канал внушения

«Черная» логика деловая (экстраверт) - деловая хватка, эффективность, целесообразность, технология

Умение эффективно работать трудно дается этико-интуитивному интроверту (Достоевский), и эта трудность вступает в противоречие со стремлением к самоусовершенствованию. Поэтому он может заставить себя трудиться «от зари до зари», изматываясь и тратя много сил и энергии там, где другой сделает то же дело с гораздо меньшими затратами.

Чтобы плодотворно работать, ему нужна благоприятная психологическая атмосфера. Плохо уживается с начальником, которого считает некомпетентным. Напротив, может очень эффективно трудиться, если коллектив разделяет его нравственные убеждения. Ему очень важно знать, что его труд нужен, а его самого ценят, тогда он работает «не за страх, а за совесть», а иначе вся его деятельность может потерять для него смысл.

Каждый писатель рассказывает о своих героях с позиций, которые его интересуют, этим определяется и тема произведения, и выбор сюжетов. Поэтому определенный психотип у одного автора не всегда оказывается описанным всесторонне, хотя и прекрасно угадывается. Именно таков Роберт Локамп у Ремарка в «Трех товарищах». Но некоторые свойства характера этико-интуитивного интроверта (Достоевский) остались, что называется, «за кадром». Поэтому добавим недостающую характеристику этого психотипа на примере Мелани из романа «Унесенные ветром».

Вот несколько выдержек из романа, хорошо подчеркивающих особенности этого психотипа:

«…Она стремилась видеть в человеке только лучшие его стороны и всегда доброжелательно отзывалась о людях. В любом, самом тупом из слуг она обнаруживала черты преданности и доброты, искупавшие в ее глазах тупость; в любой, самой уродливой и несимпатичной из знакомых девиц открывала благородство характера или приятное обхождение и о любом мужчине, сколь бы он ни был незначителен или скучен, старалась судить не по бросающимся в глаза недостаткам, а по скрытым в нем, быть может, достоинствам».

Здесь мы видим одно из характерных свойств этико-интуитивного интроверта (Достоевский) — стремление в каждом человеке увидеть прежде всего положительные качества.

Но не надо при этом думать, что этико-интуитивный интроверт (Достоевский) всегда и со всеми неизменно доброжелателен, невзирая на обстоятельства. Ведь ему присуще гипертрофированное чувство долга. Поэтому Мелани так возмущается высказыванием Скарлетт, чтобы Эшли ради сохранения жизни нарушил присягу:

«— Что стоило ему принести присягу, а потом, освободившись из лагеря, бежать и вернуться домой. Мелани, мгновенно обратившись в маленькую разъяренную фурию, обрушилась на нее:
— Как ты только можешь предположить такое! Чтобы он сначала изменил Конфедерации, приняв эту постыдную присягу, а потом изменил своему слову, данному янки? Мне легче было бы узнать, что он умер в Рок-Айленде, чем услышать, что он принес такую присягу! Я бы гордилась им, если бы он умер в заключении, но если бы он поступил так, я бы до конца жизни не захотела его больше видеть. Никогда, никогда! Конечно, он отказался».

И еще один характерный для этого психотипа эпизод, когда Мелани отстаивает свою позицию, которую считает верной. А эта позиция направлена на поддержку Рэтта Батлера, высказывания которого встречают возмущение патриотов-южан. Здесь хорошо ощущается, как этико-интуитивный интроверт Мелани готова за свои убеждения чуть ли не «идти на плаху», хотя ей это явно дается очень непросто.

«Глаза Мелани казались огромными на побелевшем лице.
— Я не перестану разговаривать с ним, — негромко проговорила она. — Я не буду его обижать. И не откажу ему от дома. (…)
«Ну почему у меня не хватило духу сказать так? — с завистливым восхищением подумала Скарлетт. — Как эта маленькая мышка осмелилась дать отпор миссис Мерриуэзер?»
У Мелани дрожали руки, но она торопливо продолжала говорить, словно боясь, что мужество ее покинет:
— Я не могу обидеть его, потому что… Конечно, он не должен был говорить это вслух, он оскорбил людей, поступил крайне неосмотрительно… но… Эшли разделяет его взгляды. И я не могу отказать от дома человеку, который думает так же, как и мой муж. Это было бы несправедливо.
Миссис Мерриуэзер наконец обрела дар речи и выпалила:
— Мелли Гамильтон! Столь бессовестной лжи я еще не слыхала отродясь. В семействе Уилксов не было трусов…
— А разве я сказала, что Эшли трус? — У Мелани засверкали глаза. — Я сказала, что он думает так же, как и капитан Батлер, только выражает свои взгляды по-другому. И разумеется, не говорит об этом всем и каждому на музыкальных вечерах. Но он написал мне это в письме».

Еще одно небольшое замечание. Сенсорная функция у этико-интуитивного интроверта (Достоевский) достаточно слаба. Это приводит к трудностям в бытовых вопросах, например, когда требуется заняться здоровьем; конкретно для Мелани проблемы связаны с необходимостью работать в госпитале, помогать раненым. Но и в этом Мелани следует чувству долга, хотя вид гниющих ран, искалеченных тел для нее представляется ужасным. Однако она и виду не показывает, как ей все это тяжело:

«А скромница из скромниц, застенчивая Мелани, казалось, не страдала ни от вони, ни от вида ран или обнаженных тел, что крайне удивляло Скарлетт. Порой, держа таз с инструментами, в то время как доктор Мид ампутировал гангренозную конечность, Мелани становилась белее мела. И однажды Скарлетт видела, как Мелани после одной из таких операций тихонько ушла в перевязочную и ее стошнило в полотенце. Но в присутствии раненых она всегда была весела, спокойна и полна сочувствия, и в госпитале ее называли не иначе как «ангел милосердия».

Общие сведения

Так же как и в этико-сенсорном интроверте (Драйзер. Этико-сенсорный интроверт (Хранитель), Хранитель), в этико-интуитивном интроверте (Достоевский) не сразу можно распознать этическую принадлежность, поскольку внешне и те и другие выглядят не очень-то эмоциональными людьми — все эмоции держатся внутри. Поэтому следует быть особенно внимательными при определении психотипов интровертных рационалов.

Общие внешние признаки

Первое, на что хочется сразу обратить внимание, — это взгляд этико-интуитивного интроверта (Достоевский). Такое впечатление, что он начинается где-то далеко в бесконечности и уходит также куда-то в бесконечность. Чаще всего встречаются люди аскетического телосложения, с худыми лицами, впалыми щеками, которые выглядят замкнутыми, погруженными в свои мысли. Правда, при внимательном взгляде на них можно почувствовать затаенную неуверенность в себе, что-то болезненное.

Достоевский

Но встречаются и более открытые, жизнерадостные представители этико-интуитивные интроверты:

Достоевский

Вот ещё один этико-интуитивный интроверт:

Достоевский

!!Заказать соционическое исследование: определение основных психотипов в коллективе, выявление конфликтных пар, прогнозирование конфликтов.

soc/dostoevskij.txt · Последние изменения: 2012/09/01 23:12 (внешнее изменение)

Вы можете оставить свои комментарии в разделе "Обсуждение".
Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку "Подписаться", расположенную справа снизу каждой страницы (знак конверта).




Индекс цитирования