Институт Гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»), расположенный в долине Кулу законсервирован.
Далее музей завел сношения и переписку со знаменитым русским художником Н.К. Рерихом, проживавшим в Индии. Рерих отнесся к задачам пражского музея с удивительным сочувствием. Он писал, что его давнишним убеждением было убеждение о необходимости основания русского музея за границей. Музей этот должен знакомить иностранцев с высокой русской культурой и препятствовать возникновению на Западе ложных взглядов и неправдоподобных выдумок о России. Позже Рерих писал специально о пражском музее: это — «явление глубочайшего смысла. Это первый русский музей в Европе, маяк русского искусства и науки за рубежом».*
Сначала Николай Константинович прислал музею две небольшие картины: «Эверест» и «Канченджунга». Эверест — Гималаи. Канченджунга — также Гималайская горная цепь. Картины передавались музею на неопределенное время, и только в том случае, если бы музей перестал существовать, они должны были быть возвращены художнику. Позже, осведомившись об экспозиционной площади, которой располагал музей, Н.К. Рерих перевел в Збраславский музей 13 замечательных картин и этюдов из Белграда, где они временно находились. Все - темпера. Их необычное, посвященное Востоку - Тибету, Индии, Гималаям — содержание, оригинальная, покойная, подчас как бы окаменелая форма, яркие, то прозрачные, то горящие краски составляли потом предмет постоянного удивления и восхищения со стороны посетителей музея. И эти картины переданы были в распоряжение музея, пока он существует. Пересылка из Белграда в Прагу, где я получил ящики с картинами на одном из товарных вокзалов, осуществлена была за счет Рериха.
В связи с передачей художником картин музею, между мною и Н.К.Рерихом завязалась переписка, которая выявила единство точек зрения по многим вопросам, общую обоим нам тоску по России, увлечение искусством, музейным делом - и, в конце концов, сблизила нас до отношений настоящей, высокой и чистой дружбы. В 1938 году Рерих провел в жизнь избрание меня почетным членом Общества поощрения культуры «Фламма» (Flamma inc. Association for Advancement of Culture) в Нью-Йорке. Диплом на звание почетного члена, за подписью президента общества З. Фосдик (Лихтман), получен был мною в Праге в июле 1938 года. Надо сказать, что почетным президентом Общества числился не кто иной, как сам Н.К. Рерих. От сына и ученика Н.К. Рериха, художника Святослава Николаевича Рериха получен был написанный им специально для нашего музея большой красивый портрет его отца. Картины Н.К. Рериха, вместе с его портретом, составили особый зал в музее, названный «Залом имени академика Н.К. Рериха». Дело в том, что для новых экспонатов владельцем Збраславского замка предоставлены были музею дополнительные помещения.
* Акад. Н. Рерих. Предисловие к книге В. Булгакова и А. Юпатова «Русское искусство за рубежом». (Прага - Рига, 1938). — В.Б.
Литература В.Ф. Булгаков. Русский культурно – исторический музей (1934-1939). (Ариаварта. 1999. № 3. Санкт-Петербург)
Русский культурно - исторический музей в Праге (Збраслав). Зал имени академика Н.К. Рериха. 1938
Обсуждение