В 1934 началась новая экспедиция Николая Рериха во Внутреннюю Монголию и Северную Маньчжурию (1934-1935). Эта экспедиция была организована Департаментом сельского хозяйства США при личном участии министра Генри Уоллеса. Хотя инициатива исходила от самого Николая Рериха, и заслуга в ее проведении принадлежала именно ему. Всего Рерихом было послано в США около 2 тыс. посылок различных травяных семян, разнообразных видов засухоустойчивых трав и кустов. В Америке они испытывались и размножались на специальных плантациях, откуда и поступали в оголенные равнины западных штатов.
В 1934 году во время Маньчжурской экспедиции после долгой разлуки в Харбине состоялась встреча Николая Рериха с братом Владимиром.
В 1934 году в Париже изданы первые две части книги «Мир Огненный» - очередной книги учения Живой Этики.
В сентябре 1934 года в Харбине был учрежден Комитет Пакта Рериха, секретарем которого стал В.К. Рерих.
В 1934 году Николай Рерих посещает Белый дом в Вашингтоне.
Начиная с октября 1934 года завязывается регулярная переписка Елены Рерих с президентом США Франклином Рузвельтом.
В начале 1934 года Николай Рерих отвез один экземпляр книги «Напутствие вождю» в США.
В 1934 году по примеру Чураевки часовня Св. Сергия была также устроена при Музее Рериха в Нью-Йорке.
В 1934 году в Риге издательством «Алтаир» издана книга Николая Рериха Книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».
3 января 1934 года - письмо Г.Гребенщикова - З.Лихтман. В нём речь шла о подготовке вечера Сибирской ассоциации в стенах Музея Рериха в Нью-Йорке, который планировался на 14 января 1934-го. Председатель ассоциации Гребенщиков приготовил доклад «Всемирная охрана духовных ценностей – по мысли Н.К.Рериха», где он намеревался связать деятельность «Николая Константиновича с Азией и Сибирью».
4 января 1934 года - письмо Г. Уоллеса - Ф.Р.Грант: «Каждый вечер я читаю историю о Камне». Он также углубляется в смысл данного ему имени (Галахад). Размышляет о духовном пути, на котором люди обязательно подвергаются «величайшей опасности».
7 января 1934 года - письмо Г. Уоллеса - Ф.Р.Грант: «Да, Поиск, будь то потерянное Слово Масонства или Священная Чаша, или возможности, которые открывает грядущий век, есть единственная достойная высшего смысла цель. Всё остальное – это кармические обязательства, это жизнь. Но, несомненно, каждый потенциально является Галахадом, Парсифалем…
Разве вы, и Морис, и миссис Л[ихтман] не принимаете вызов? Разве нет людей, которые занимались бы серьезным поиском, и разве многие столь же сознательно не пытаются обрести новое прозрение, подобно прозрению Христа на Тайной вечере… Поистине, в этом смысле мы принадлежим к одной группе… Да будет нам дано стремиться к Чаше, над которой полыхает огонь…»
Министр также извещает Ф.Грант, что собирается изложить канзасский проект «Шаткому», то есть Рузвельту. При этом объясняет Модре некоторые детали относительно Канзаса, соседствующего с Китаем. (Упоминается о «последних веяниях в кредитно-денежной политике» Соединенных Штатов, которая сильно влияет на импорт серебра, и о жителях районов к югу и востоку от Канзаса, могущих пострадать от этой политики.) Из письма следует – вполне вероятно, что Внутренняя Монголия может быть не самим Канзасом, но лишь краем Канзаса, входить в него как составная часть, и их нельзя отождествлять. Хотя в отдельных случаях, в контексте изложения канзасских проблем, создается впечатление именно о Монголии и монголах.
20 января 1934 года - письмо Г. Уоллеса - Ф.Р.Грант по поводу организации экспедиции Рерихов во Внутреннюю Монголию и Северную Маньчжурию.
3 февраля 1934 года - Николай и Юрий Рерихи выехали в Европу. По пути следования Николай Рерих согласовывал с американскими сотрудниками детали будущей экспедиции на Дальний Восток.
14 февраля 1934 года - письмо Ф.Грант - Н.К.Рериху о предстоящей экспедиции.
17 февраля 1934 года - письмо Ф.Грант - Н.К.Рериху о том, что от замысла, который «явлен Свыше», её «бросает в жар».
23 февраля 1934 года - письмо Г.Уолесса - Ф.Грант. В ожидании приезда Николая Рериха из Индии министр выражал свое отношение к подаренному ему дордже: «Разглядывал давний подарок, прижал его ко лбу и подумал о длинной серебряной нити».
весна 1934 года - Николай и Юрий Рерихи прибыли в США, где окончательно должны были согласовать детали предстоящей экспедиции в Департаменте сельского хозяйства. Николай Рерих привез с собой из Индии рукопись «Напутствие Вождю». Она была собрана Еленой Рерих незадолго до его отъезда, в конце 1933 года. Текст, составленный из отдельных параграфов, целиком посвящался мировой роли Водительства и роли Вождя, который «даст новые пути».
12 марта 1934 года - письмо Г.Уоллеса - Николаю Рериху с вопросом своём предназначении и Камне Чинтамани.
13 марта 1934 года - письмо Г.Уоллеса - Ф.Грант: «Буду беседовать с Роком, американцем австралийского происхождения… Он теперь едет в Пекин и сообщает, что Панчен-лама приближается к Кукунору».
14 марта 1934 года - Николай и Юрий Рерихи на пароходе «Париж» прибыли в Нью-Йорк.
15 марта 1934 года - в Вашингтоне состоялась встреча Н.Рериха и Ф.Грант с главой Департамента Генри Уоллесом. Николай Рерих предоставил Уоллесу проект «Маньчжурский сельскохозяйственный кооператив», составленный Владимиром Рерихом.
16 марта 1934 года - письмо Г.Уоллес - Николаю Рериху, в котором Уоллес приглашал Рериха возглавить экспедицию в Маньчжурию и Гоби и «взять под покровительство группу исследователей-ботаников».
17 марта 1934 года - Генри марта Уоллес официально подтвердил Рериху письмом из своего департамента приглашение быть «руководителем и покровителем» экспедиции.
19 марта 1934 года - Николай Рерих посетил японское консульство, где в его честь консулом Ринзо Савадой (Sawada) был организован ланч. Письмо Г.Шклявера - Н.Рериху по поводу налаживания контактов с Дальним Востоком, с японской и харбинской печатью.
20 марта 1934 года - письмо Николая Рериха - Г.Э.Уоллесу, в котором он подтвердил свое участие в Маньчжурской экспедиции в качестве руководителя. Открытка Николая Рериха - И.А.Кирилову по поводу организации курса лекций в Соединенных Штатах для генерала Головина.
21 марта 1934 года - Г. Уоллес совершил краткий визит в нью-йоркский Музей Рериха. «Я думаю о перстне Таши-ламы и великой картине с малиновой мантией, Поталой и скрещенными дордже на заднем плане»
22 марта 1934 года - запись в дневнике З.Фосдик: «Я имела чудный разговор с Юрием о будущей Стране и управлении ею – весь план так прост и вместе с тем будет весь чуть ли не завершен в 1936 году. Не верится во всю эту чудесную сказку».
23 марта 1934 года - письмо Николая Рериха - Владимиру Рериху в Харбин о плане Кооператива. Письмо Г.Уолесса - Ф.Грант о перстне Таши-ламы и великой картине с малиновой мантией, Поталой и скрещенными дордже на заднем плане.
24 марта 1934 года - Николай Рерих написал очерк Сердце Азии.
31 марта 1934 года - запись в дневнике З.Фосдик: «Вечером была Беседа. Н.К. опять писал. Дано вновь 11 июня 1936 года».
апрель 1934 года - Николай Рерих договорился в Нью-Йорке об условиях финансирования и оснащения азиатской экспедиции. Эта экспедиция была предпринята по инициативе Департамента земледелия США и имела свои специфические задания. Из-за хищнического использования земельных и лесных угодий американское сельское хозяйство несло большой урон от эрозии почв. Полное обеззеленение в некоторых районах страны влекло за собой распространение пустынь. Департамент земледелия, обеспокоенный угрожающим характером этих явлении, предложил Николаю Рериху организовать изучение и отбор засухоустойчивой барханной растительности, которую можно было бы использовать на сожженных солнцем полях западных районов США.
апрель 1934 года - Генри Уоллес предпринимает шаги, чтобы продвинуть проект кооператива на Дальнем Востоке в правительстве. Он планирует провести переговоры с некоторыми правительственными чиновниками, а также использовать возможности по линии частных фондов (как раз свое содействие предложил благотворительный фонд Рокфеллера).
апрель 1934 года - напутствуя Рерихов перед отправлением экспедиции, Г.Уоллес писал Юрию Рериху: «Пусть Свет Северной Шамбалы ведет вас, Гуру и истинное посольство к вечной славе Новой Эры».
апрель 1934 года - на собрании Совета директоров Музея Рерихов в Нью-Йорке Нетти Хорш сделала заявление от себя и от имени своего мужа: «Мы приложим все усилия, чтобы собрать средства для осуществления Великого Плана Рериха».
2 апреля 1934 года - письмо Г.Шклявера - Н.Рериху: «…Посол был чрезвычайно доволен встречей». Речь идёт о встрече Н.Рериха во Франции с японским послом.
9 апреля 1934 года - консул Японии в США Ринзо Савада (Sawada) снова посетил Музей Рерихов. Зинаида Лихтман как вице-президент устраивает чай для консула и его жены.
Запись в дневнике З.Фосдик: «У меня днем был на чае Завала (японский консул) с женой. Говорила с ним о Н.К. – мировом лидере, что о нем говорил Метерлинк, о значении Японии и России в будущем».
11 апреля 1934 года - пометка в дневнике З.Фосдик: «Николай Третий».
14 апреля 1934 года - в Нью-Йорке состоялась очередная встреча Николая Рериха и Генри Уоллеса. Министру были даны указания, «как готовить себе президентство, как идти в общем Плане, ибо его успех не будет вне Плана» 1) В Америке, в канун Маньчжурской экспедиции, утверждалась расстановка сил. Вот-вот должна была начаться основная фаза Мирового плана.
17 апреля 1934 года - запись в дневнике З.Фосдик: «Н.К. сказал: вдруг появится непобедимая монгольская армия, начнет побеждать, действовать – знаменательно!».
19 апреля 1934 года - в Музее Рериха в Нью-Йорке состоялось освящение часовни Св. Сергия Радонежского.
20 апреля 1934 года - письмо З.Лихтман - Е.И.Рерих об открытии в Музее Рерихов 19 апреля 1934 года часовни Сергия Радонежского: «Прекрасное богослужение с пением ознаменовало этот день. Атмосфера была насыщена самыми светлыми мыслями и молитвами Преподобному с просьбой Его благословения на наши дальнейшие действия, чтобы прийти к светлому будущему».
22 апреля 1934 года - запись в дневнике З.Фосдик: «Н.К. говорил о необходимости выполнения всего Плана… Велел помнить сказанное, ибо сроки последние, и если мы не выполним всего, мы не люди вообще. [Николай Константинович и Юрий] уехали на великую миссию – спасение России».
23 апреля 1934 года - запись в дневнике З.Фосдик: «Письмо от Бородина к Н.К., с усиленными намеками на необходимость увидеться. Ничтожный, но вредный!»
апрель 1934 года - письмо Г. Уоллеса - Николаю Рериху: «Дорогой Гуру, ужасающее наступление готовится со многих сторон, но я хорошо укреплен Вашими указаниями… Мак[миллан]2) выразил свое беспокойство о том, что Вы и Джордж, будучи из кошачей расы3), можете стать персоной non grata для наших друзей, от милости которых мы так зависим. Я уверил его, что наши отношения являются близкими, и слегка успокоил его. Очевидно, эти страхи в общем не относятся делу. Я сказал ему и другому человеку в присутствии Рс (Райерсона)4), что Вы с Джоржем полностью отвечаете за контакт с властями, направление путешествия и т.д. Казалось, Мак чувствовал себя неловко насчет тесных взаимоотношений с врагами тигров (японцами). В остальном, я полагаю, дело в порядке. Работа в поле успокоит его страх».
Речь в письме идёт о некоторой двойственности в организации экспедиции. На стадии подготовки к путешествию шли согласования с Райерсоном и Макмилланом. Уоллес неоднократно беседовал со своими подчиненными. Однако в разговорах, по-видимому, так и не был закреплен официальный статус Николая Рериха как главы экспедиции. В сознании сотрудников Департамента сельского хозяйства он оставался пришлым художником, который осуществлял только «контакт с властями» и прокладку маршрута экспедиционной группы.
28 апреля 1934 года - Николай и Юрий Рерихи на пароходе отправились из Сиэтла на Йокохаму. В своем первом письме на пути в Японию Николай Рерих повторил фразу, сказанную им на борту парохода «Парижа» по пути в Америку. Он писал сотрудникам в Музей: «Итак, пришли к будущему».
май 1934 года - Николай Рерих посетил Японский национальный парк в Токио.
май 1934 года - Николай Рерих направился в Маньчжурию, где азиатская экспедиция приступила к работе в районах степной Барги и западного нагорья Хинганского хребта.
3 мая 1934 года - между сотрудниками Музея Рериха произошла стычка из-за мадам Савады5). Фрэнсис Грант хотела устроить вечер с участием японских музыкантов, но Нетти Хорш запретила и угрожала своей подруге, чтоб она не трогала «ее людей». Во время ссоры жена брокера закричала: «Они мои!»6).
10 мая 1934 года - Рерихи прибыли в Йокагаму в 2 часа пополудни и в тот же вечер выехали в Токио. Две недели прошли в переговорах с японским Императорским правительством и властями Маньчжоу-Го.
15 мая 1934 года – Николай Рерих приглашен на завтрак в Американо-японское общество в Токио. Гостей принимал его председатель, принц Иесато Токугава.
16 мая 1934 года – Николай Рерих приглашен на чай в Международное общество поощрения культуры в Токио. В Музее Рериха в Нью-Йорке в память 620-летия со дня рождения Сергия Радонежского прошло торжественное собрание, а в часовне состоялась общая молитва с чтением акафиста. Георгий Гребенщиков выступил с призывом «Во Имя Преподобного Сергия».
17 мая 1934 года – Николай Рерих посещает Императорскую Академию изящных искусств в Токио.
18 мая 1934 года - Николай Рерих дал лекцию в Буддистском колледже.
22 мая 1934 года - в «The Osaka Mainichi & the Tokyo Nichi Nichi» вышла публикация «Nicholas de Roerich: «Hail to Japan»» с речью Николая Рериха в Американо-японском обществе в Токио.
23 мая 1934 года - письмо Николая Рериха - З.Лихтман: «Япония действительно встретила очень радушно».
Письмо Николая Рериха сотрудникам в Америку: «Родные, 24-го утром мы выезжаем в Киото, Нару и сразу переплываем на Корею и т.д. Если бы нашлись певцы и любители Метерлинка. Ведь у меня нет голоса петь самому…»
24 мая 1934 года - Николай Рерих нанёс визит в Военное ведомство Японии. Министр Хаяши (Hayashi) принял Рерихов в 9 часов утра. После беседы глава экспедиции сразу же дал интервью токийской газете «Джапан Адвертайзер».7)) «Японии повезло, что она имеет в числе своих вождей такого великого человека, как генерал Сенджуро Хаяши… Он является личностью изумительного темперамента, и я был по-настоящему почтен, получив привилегию на встречу и разговор с ним. Генерал Хаяши – личность с благородным характером, и его проницательность и понимание культурной работы и связанных с ней идеалов показывают, что он вождь великих возможностей».
В тот же день Николай Рерих отправился в Киото. Этой поездке придавалось огромное значение. Там Николай Рерих намеревался провести переговоры с директором нового Музея изящных искусств об открытии специального отдела для его произведений.
28 мая 1934 года - по получении необходимых разрешений для проведения научных исследований в Маньчжоу-Го, Рерихи покинули Японию в сопровождении г-на с. Китагавы, японского секретаря по делам экспедиции, рекомендованного Министерством иностранных дел в Токио. Рерихи проследовали прямо в Харбин, в Маньчжоу-Го, через территорию Кореи.
Рериховский музей отпраздновал день рождения Владыки Будды. Нетти Хорш организовала собрание и музыкальную программу с участием Общества Махабодхи. В большом количестве присутствовала японская диаспора и консульство. С яркой речью о дзен-буддизме выступил японец Сусуки.
31 мая 1934 года - экспедиция Николая Рериха прибыла в Харбин, где устроила базу для подготовки предполагаемой экспедиции в Восточную Монголию (Барга), Хинганские горы и Джехол.8) На харбинском вокзале Рериха встречали жители города, почти 150 человек, собравшихся, невзирая на проливной дождь.
начало июня 1934 года - в Харбине проходят «Дни Русской культуры», и повсюду Николай Рерих принимал участие в торжественных заседаниях.
1 июня 1934 года - в харбинских газетах «Заря» и «Рупор» вышли несколько статей, посвященных Николаю Рериху. Члены экспедиции Рериха Макмиллан9) и Стивенс 10) прибыли в Японию.
2 июня 1934 года - в харбинских газетах «Заря» и «Рубеж» вышли несколько статей, посвященных Николаю Рериху.
3 июня 1934 года - Николай Рерих выступил с речью перед харбинской эмиграцией в Христианском Союзе Молодых Людей (ХСМЛ). Своё выступление Николай Рерих посвятил подвигу. Его речь сконцентрировала весь идейный заряд, который художник жаждал передать соотечественникам. Лейтмотивом выступления стал образ русского святого. Первый общинник на Руси, создатель монашеских кооперативов, Преподобный Сергий был представлен как историческая фигура, достойная подражания. Именно как живая личность, позволяющая русским людям в изгнании «духовно возвыситься». На собрании в Христианском Союзе из уст Рериха прозвучал призыв к объединению вокруг Радонежского Воеводы.
4 июня 1934 года - газета «Харбинское Время» писала в кратком отчете о выступлении Николая Рериха 3 июня 1934 года в Христианском Союзе Молодых Людей (ХСМЛ): «Преподобный Сергий во всем великолепии своих подвигов является вовсе не отвлеченным, но реальным объединяющим началом»11)
Письмо Г. Шклявера - Н.Рериху (в Харбине): «Генерал Оприц просил передать Вам привет, а также атаман Богаевский… и генералы Акулинин, Хорошкин, Черячукин и проч.»
5 июня 1934 года - Николай Рерих принял участие в большом празднике русской культуры в «Молодой Чураевке» - литературном объединение при Христианском Союзе Молодых Людей в Харбине. В харбинских газетах «Заря», «Харбинское Время» и «Рупор» вышли несколько статей, посвященных Николаю Рериху.
6 июня 1934 года - в газете «Харбинское Время» № 147 (920) вышла статья «В 1936 году грядут величайшие события. Заявление академика Н.К.Рериха специально для «Харбинского Времени»». Главная тезисная линия этого заявления такова. К 1936 году в мире закончится процесс собирания светлых сил, к которым, несомненно, принадлежит христианство, и тогда «произойдет столкновение с коммунизмом». Начало такому освободительному движению даст Азия. А в авангарде пойдет Япония. Огромная роль также предназначена русской эмиграции. Однако, чтобы обрести нравственную бодрость в борьбе, нужно вспомнить идеалы, принесенные Святым Сергием. Эти идеалы, заложившие устои российской государственности, помогли народу одержать историческую победу на Куликовом поле. Эти же идеалы помогут, по убеждению Рериха, «найти» потерянную Россию «под стягом ее хранителя Сергия Радонежского».
7 июня 1934 года - в Харбине в зале Коммерческого собрания прошёл очередной День русской культуры, где с докладом «Пантеон русской культуры» выступил Николай Рерих. В издании «Харбинское Время» вышла статья «Вечер Русской Культуры в Комсобе». В газете «Заря» № 150 вышла статья Д.Н. (Невский Д.): «Большой день в Молодой Чураевке».
8 июня 1934 года - в газете «Заря» № 151 вышла статья «Русские могут гордиться своей культурой! Речи на вчерашнем торжестве в Коммерческом собрании».
9 июня 1934 года - в одном из своих первых отчетов, направленных из Токио в Вашингтон, Макмиллан12) писал Райерсону13): «Путешествие обещает быть оппортунистическим предприятием в полном смысле этого слова». Ботаник называет Рериха «противником», соперничая с которым очень трудно «просчитать ходы». (По выражению Макмиллана, шахматная партия – это детская забава по сравнению с тем, что предложил ему Рерих.)
11 июня 1934 года - Николай Рерих объявляет о создании Кооператива «Алатырь». Николай Рерих произнес доклад на тему «Оружие Света» в Харбине в театр «Гигант». В газете «Заря» вышла статья «Сегодня – «День Русской Культуры». Обращение Беженского комитета к русским людям».
12 июня 1934 года - в газете «Заря» вышла статья А.З. «Все накопления – в сокровищницу будущей России. Вчерашнее торжество, посвященное «Дню Русской Культуры».
В издании «Харбинское Время» вышла статья Ю.Х. (Холмин Юрий)«День Русской Культуры».
19 июня 1934 года - письмо Ю.Рериха - З.Лихтман: «Мы действительно приехали в срок. Начинаем подготовку по всему нашему культурному «фронту»… После выступления Николая Константиновича на акте местного Юридического факультета профессора факультета, имеющие советские паспорта, подали в отставку. Таким образом, тьма уже реагирует».
21 июня 1934 года - Рерихи посетили Синьцзин, столицу Маньчжоу-Го и получили продолжительную аудиенцию у Его Величества Императора Пу И. Она длилась 40 минут. Во время аудиенции Николай Рерих сделал сообщение о своих путешествиях в Тибет и Гималаи. Преподнес Императору Знамя Мира. И получил разрешение на проведение экспедиции в Северную Маньчжурию и Монгольскую Гоби. По общим отзывам, аудиенция имела отличные последствия.
22 июня 1934 года - в газете «Заря» вышла заметка от синьцзинского корреспондента «Аудиенция Н.К.Рериху».
23 июня 1934 года - письмо Николая Рериха сотрудникам в Америку: «Приятно видеть всякую постройку, а столица сейчас фактически строится. Также чрезвычайно отрадное впечатление производит Император, и я не сомневаюсь, что признание этой страны не замедлит. Скажите об этом нашему Другу [Уоллесу]».
В газете Харбинское Время вышла заметка «Академик Н.К.Рерих на аудиенции у Императора Кан-Дэ».
24 июня 1934 года - в Харбине завершился цикл вечеров русской культуры. В Первом Реальном училище Николай Рерих выступил с докладом «Культура – это молитва Богу».
1 июля 1934 года - статья Георгия Шклявера «Пакт Рериха».
2 июля 1934 года - в газете «Заря» № 175 вышла статья »«День Русской Культуры» в 1-м Реальном училище».
Заявление Рериха «В 1936 году грядут величайшие события». Заявление академика Н.К.Рериха специально для «Харбинского Времени»14) опубликовано в эмигрантском издании «Возрождение».
8 июля 1934 года - письмо Николая Рериха - сотрудникам Музея Рериха в Нью-Йорке. Глава экспедиции направил документы об учреждении под его покровительством Сельскохозяйственного кооператива «Алатырь», на который «желательно было бы получить американских долларов 10-15 тысяч». Начиналось это письмо указанием «для передачи куда следует». Адресат был известен лишь доверенным сотрудникам Музея. Им оказался министр Генри Эдгар Уоллес.
18 июля 1934 года - в церковный праздник обретения мощей Сергия Радонежского при Доме милосердия в Харбине, духовно окормляемом архиепископом Нестором образовано женское Свято-Сергиево содружество, которое состояло из 14 участниц. Через несколько дней Николай Рерих взял шефство над этим Содружеством. Вскоре он передал в пользу Дома милосердия 400 экземпляров своей книги «Священный Дозор». Доход от продажи пошел на обустройство обители, которую населяли дети-сироты, престарелые и сестры милосердия.
26 июля 1934 года - в канун экспедиции в Северную Маньчжурию Николай Рерих встретился с японским редактором газеты «Харбинское Время» и принял предложение войти в жюри организованного газетой «Большого литературного конкурса» на лучший роман. Об этом срочно было сообщено консулу Саваде. Условия конкурса предполагали создание литературных произведений на заданную тему. Давая интервью тому же «Харбинскому Времени», Николай Рерих приветствовал это начинание японцев и указывал, что конкурс тесно связан с «великим значением строительства».
28 июля 1934 года - очерк Николая Рериха «Строение. К признанию Маньчжу-Ди-Го» вышел в чикагской русскоязычной газете «Рассвет».
29 июля 1934 года - письмо Юрия Рериха в Америку о ботаниках экспедиции Макмиллане и Стивенсе: «Лично нас весьма устраивает, что сами, по своему желанию, отделились, и настаивать на присоединении не следует!»
30 июля 1934 года - в газете «Харбинское Время» №201 (974) вышла сатья «Академик Н.К.Рерих – о конкурсе на лучший роман».
1 августа 1934 года - Николай Рерих и его спутники вечером выехали поездом на Хайлар. Так из Харбина с большим запозданием стартовал начальный этап экспедиции в степную Баргу и Хинганские горы.
2 августа 1934 года - экспедиция Рериха прибыла в Хайлар рано утром и сразу же приступила к последним приготовлениям. Однако глава японской Военной миссии полковник Сайто просил Рериха отложить выступление на пару дней, поскольку собирался задать ему несколько вопросов в связи с прибытием двух американских ботаников.
Николай Рерих в сопровождении Юрия Рериха и г-на Китагавы нанес визит в японскую Военную миссию. Полковник Сайто заявил, что у местных властей сложилось впечатление, что экспедицию возглавляет профессор Рерих и что разрешение приступить к исследовательской работе было дано именно профессору Рериху. Д-р Макмиллан сделал заявление полковнику Сайто, что не считает себя членом отряда профессора Рериха, не имеет соответствующих инструкций от Министерства Сельского Хозяйства и поэтому собирается выступить отдельным отрядом. Полковник Сайто просил профессора Рериха разъяснить эту ситуацию. Он согласился дать объяснения и обещал принести на следующий день документы, подтверждающие правильность его заявлений в Токио и Синьчине.
3 августа 1934 года - состоялась новая встреча Николая Рериха с полковником Сайто. Шеф полиции провинции Хинган, заведующий иностранным отделом полиции также присутствовали на беседе. Рерих показал им фотокопию письма Генри Уоллеса от 16 марта 1934, и полковник Сайто просил разрешения показать это письмо д-ру Макмиллану, сидевшему в соседней комнате. Когда полковник Сайто вернулся, он сказал Рериху с огромным удивлением, что д-р Макмиллан считает документ не подлинным! После обсуждения этого вопроса полковник Сайто удовлетворился объяснением Рериха, но отметил при этом, что крайне изумлен поведением ботаников, которые, как кажется, нарушили распоряжение своего шефа. Он настоятельно советовал Рериху выступить отдельным отрядом и заявил, что оба ботаника получат разрешение работать возле города Хайлара на ограниченной территории. Рерихи рассматривали странное поведение д-ра Макмиллана и его коллеги как умышленную попытку дезорганизовать экспедицию и посеять недоверие в умах местных чиновников. Принимая во внимание текущую ситуацию в стране, их необоснованные действия серьезно осложнили положение экспедиции.
4 августа 1934 года - отряд Николая Рериха выступил из Хайлара и проследовал на двух автомобилях к монастырю Ганчжур, расположенному в 175 км к юго-западу от Хайлара. Отряд добрался до монастыря поздно вечером того же дня и провел несколько дней в занятиях ботаническими сборами в его окрестностях, в типичной пустынно-степной местности. Особое внимание было уделено участкам песчаных дюн. Во время нахождения в монастыре Николай Рерих занимался изучением лекарственных веществ и копировал тибетскую медицинскую рукопись, которая будет переведена на английский. Из Ганчжура отряд проследовал в направлении Аршан Ямыня, расположенного в 20 км к юго-западу от монастыря Ганчжур, и затем, миновав Зангин Сумэ, направился к Хандагаю. Во время путешествия участниками отряда были сделаны обширные ботанические сборы. В Хандагае экспедиция провела 3 дня, занимаясь сборами в окрестностях. Следующая остановка была в Цаган-нуре, там собрали большие коллекции. Обратный путь в Хайлар проходил через долины Гуен-гол и Имин-гол. Из Хайлара экспедиция отправилась в Хинганские горы, где устроила базу в Бариме. В Хинганских горах экспедиция провела 2 недели.
11 августа 1934 года - заявление Рериха «В 1936 году грядут величайшие события». Заявление академика Н.К.Рериха специально для «Харбинского Времени»15) опубликовано в эмигрантском издании «Рассвет» (Чикаго).
18 августа 1934 года - заявление Рериха «В 1936 году грядут величайшие события». Заявление академика Н.К.Рериха специально для «Харбинского Времени»16) опубликовано в эмигрантском издании «Новая Заря» (18 августа), «Свет» (26 августа).
19 августа 1934 года - письмо Николая Рериха в Америку о ботаниках экспедиции: «Вместо продвижения приходится купаться в грязи! Друг17) помнит, как его Гуру предупреждал его о предателях. Пусть он не губит свое будущее и изгонит таких темных диаволов». В разряд вредителей, или дьяволов, попали ботаники Макмиллан, Стивенс и их начальник Райерсон.
26 августа 1934 года - заявление Рериха «В 1936 году грядут величайшие события». Заявление академика Н.К.Рериха специально для «Харбинского Времени»18) опубликовано в эмигрантском издании «Свет».
27 августа 1934 года - письмо Николая Рериха: «Послали вам телеграмму о спешной высылке 200 книг «Знамя Св. Сергия»… она очень нужна».
начало сентября - по итогам экспедиции Рериха в Баргу и Хинганские горы, продлившейся ровно месяц, в Харбине, в клубе естествознания и географии при Христианском Союзе состоялось три доклада. Первый докладчик Ю.Н.Рерих сообщил о маршруте экспедиции, отметив, что только за 14 дней преодолено 600 километров пути. По линии археологии им были обследованы две неолитические стоянки, и в области тибетской медицины проделана не менее значительная работа. В одном из монастырей он нашел редкую рукопись на тибетском языке «Материа Медика» (Materia Medica), содержащую рецепты травяных сборов. Этот манускрипт был переписан вручную, и его копия также отправлена в Америку. Второй докладчик Т.П. Гордеев рассказал о флоре и почвах Барги, где встречаются редкие растения и уникальные глины. А третий участник путешествия А.А. Костин остановил внимание многочисленной публики на герпетологических сборах, указав, что коллекции пресмыкающихся обогатились теперь новыми видами.
Особый интерес слушателей вызвали общие впечатления от посещения Ганчжурского монастыря, который расположен во Внутренней Монголии и своим названием обязан хранящемуся там полному собранию книг Ганчжура, пожертвованных в XVIII веке китайским императором.
осень 1934 года - Николая Рерих посетил начальника японской военной миссии в Харбине полковника Амдо и Николая Рерих сделал щедрый дар в пользу жертв тайфуна, обрушившегося на район Кансай. Он предоставил городу Киото право выбрать любую из 17-ти картин и продать ее, а вырученную сумму внести в фонд средств на ликвидацию ущерба от стихийного бедствия. По неизвестным причинам этот дар Киото не принял, но благородный поступок оставил след в сердцах японцев. Выставка 17-ти картин Николая Рериха прошла успешно в Музее изящных искусств (Япония, Киото) с 10 января по 28 февраля 1935 года.
осень 1934 года - в Харбине издана книга Михаила Шмидта (сотрудника харбинской газеты «Заря») «Религиозное творчество академика Н.К.Рерих», в которой освещался «драгоценный вклад великого художника в русское храмостроительство».
Красной нитью в книге проходит образ Святого Сергия. «Из последних работ художника, широко отмеченных иностранной и русской зарубежной прессой, – писал Шмидт, – главнейшее место занимает незабываемая серия из жизни Преподобного Сергия Радонежского, которому, как известно, особенно предан художник». В брошюре перечислены некоторые картины, причем в определенной последовательности: «Сергиева пустынь», «Звенигород» и «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». (Последняя и есть «Силы Небесные», или «Ранние звоны».) Указаны проекты скитов и часовен имени Преподобного Сергия. И завершается обзор религиозного творчества описанием картины Рериха «Земля Всеславянская», на которой «изображен инок, устремившийся взором в дали славянские». Над иноком нарисован колокол. «Не есть ли это напоминание о чтимом Преподобном Сергии, уже близком, призывном колоколе?..»
Книга переопубликована в сборнике: Держава Рериха. М., 1994
осень 1934 года - Николай Рерих по заказу харбинского архиепископа Нестора создает эскиз часовни в память убиенных – российского императора Николая II и короля Югославии Александра I. Часовню предполагалось соорудить во владениях Нестора, при Доме милосердия в Харбине.
сентябрь 1934 года - в Харбине был учрежден Комитет Пакта Рериха, секретарем которого стал В.К. Рерих.
сентябрь 1934 года - во время пребывания в Харбине Ю.Н.Рерих прочитал цикл лекций на Юридическом факультете (возникшем еще в 1920-м году под названием «Высшие экономическо-юридические курсы»). Эти лекции читались с сентября 1934 года по ноябрь включительно. Они были озаглавлены «Средняя Азия – колыбель великих кочевых империй древности». Некоторые лекции Юрий Рерих посвятил «Великим ханам» – жизни и завоеваниям Чингисхана и Тимура.
1 сентября 1934 года - в газете «Русское Слово» (Харбин)№ 2549 вышла статья «Н.К.Рерих о поездке в Баргу. Наша беседа с академиком».
5 сентября 1934 года - состоялось организационное собрание Русского Комитета Пакта в Харбине. Заседание проходило в гимназии имени Ф.М.Достоевского под председательством академика Рериха, и на нем присутствовал цвет интеллигенции. Всех собравшихся включили в Комитет в качестве его членов. Председателем избран Н.Л.Гондатти, товарищем председателя проф. Г.К.Гинс и секретарем В.К.Рерих. А почетным председателем – уже известный архиепископ Нестор.
Небесным покровителем Комитета Пакта объявлен Сергий Радонежский, святой, широко чтимый русским народом. День Преподобного Сергия, отмечаемый церковью 8 октября, стал считаться праздником харбинского Комитета Пакта Рериха.
6 сентября 1934 года - Николай Рерих посетил собрание Женского Свято-Сергиева Содружества при Доме милосердия в Харбине.
В газете «Русское Слово» (Харбин) вышла статья «Комитет пакта Н.К.Рериха в Харбине. На вчерашнем организационном совещании». В статье было сказано, что в условиях Харбина деятельность Комитета Пакта Рериха приобрела свою собственную специфику, его внимание сосредоточилось на «религиозных, художественных и научных ценностях».
7 сентября 1934 года - письмо Н.Рериха - американским сотрудникам о собрании Женского Свято-Сергиева Содружества и о замечательном проявлении Преподобного Сергия.
9 сентября 1934 года - в газете «Заря» (Харбин) № 244 вышла статья Шмидта М. «Задача человечества – вернуть к жизни пустыни! Академик Н.К.Рерих о своей экспедиции в Баргу, Ганьчжурской библиотеке и православном храмостроительстве».
20 сентября 1934 года - телеграмма Г.Уоллеса - Н.К.Рериху: «Чрезвычайно сожалею о несоблюдении субординации Макмилланом. Отзываю его и Стивенса. Г.Э.Уоллес».
Также Уоллес направляет телеграмму ботаникам экспедиции Макмиллану и Стивенсу с требованием их немедленного возвращения в США.
25 сентября 1934 года - письмо Г.Черткова - З.Фосдик, в котором он пишет, что видит свою задачу в том, чтобы «провести параллели и увязать проповедываемое «Тенкоокио» учение, весьма характерное для всей Азии», с учением Николая Рериха о Шамбале. Полковник Георгий Иванович Чертков возглавлял русскую колонию в Токио, являлся корреспондентом харбинской газеты «Заря», а впоследствии – редактором и издателем журнала «Вестник Азии». Именно он стал представителем Н.К.Рериха в Японии, осуществлял связь с нью-йоркским Музеем и пользовался безусловным доверием. Описывая в письмах к американским сотрудникам свое «нужное знакомство» с Чертковым, художник подчеркивал, что тот «говорил нашими словами». Чертков единственным из европейцев являлся членом японской организации «Тенкоокио» и офицером ее Священного Воинства.
23 сентября 1934 года - в газете «Русское Слово» (Харбин) вышла критическая статья Лукина Ю.Н. в адрес Рерихов «Испытывайте духов». Автор обвинил знаменитого художника, прежде всего, в нехристианских взглядах («мы ни разу не видели его личного исповедания Иисуса Христа»). И во-вторых, в том, что его книги проникнуты «проповедью неприкровенного смешения всех религий». Со ссылкой на авторитет церкви, в статье указывалось: идея синтеза всех религий – это орудие в руках сатаны. После чего Лукин пошел еще дальше. Он сравнил только-только появившийся очерк Н.К.Рериха «Спас», где говорилось об «охранении иконописи», с произведением В.С.Соловьева «Краткая повесть об антихристе». Читателям напоминался диалог на Вселенском соборе, в котором антихрист говорит об изучении и хранении «всяких памятников церковной древности». Идея Пакта и Знамени Мира ставилась Рериху в укор и вызывала сатанинские аналогии.
Николай Константинович Рерих, пересылая газетную вырезку с этой статьей в нью-йоркский Музей, вынес на полях вердикт самому себе: «Уже антихрист».
27 сентября 1934 года - в газете «Русское слово» в ответ на критическую статью Лукина (см. 23 сентября 1934 года) Николай Рерих опубликовал статью «Верую». Письмо Г. Уоллеса - Николаю Рериху по поводу отзыва из экспедиции д-ра Макмиллана и г-на Стивенса.
29 сентября 1934 года - письмо Николая Рериха: «Книга эта нужна чрезвычайно» 19)
Письмо Николая Рериха - сотрудникам в Америку: «Вам будет интересно знать, что уже две недели до этой статьи мне передавали, что некая большевиствующая особа искала здесь писателя, который бы написал что-либо о моем безбожии, ибо «это сейчас нужно для Харбина». Речь идёт о критической статье Лукина от 23 сентября 1934 в адрес Рериха.
Письмо З.Фосдик - И.А. Кирилову (филиал Музея Рериха в Париже): «Так триумфально и торжественно шествует великий Мировой план нашего вождя».
сентябрь 1934 года - Российский Общевоинский Союз (РОВС) перекупил харбинскую газету «Русское Слово» на пожертвование, сделанное руководству Союза Николаем Рерихом из его личных средств. Пожертвование в размере 1000 американских долларов, по тем временам огромное. Часть суммы на покупку газеты внес также секретарь Христианского Союза Молодых Людей американец Х.Л.Хейг – 5 тыс. иен. Фактически был приобретен собственный печатный орган, который мог формировать общественное мнение в среде русской эмиграции. В благодарность РОВС избрал Николая Рериха почетным членом редакции, а Николай Рерих, в свою очередь, «рекомендовал» газете трех корреспондентов. Это были Георгий Шклявер, Владимир Шибаев и Илья Муромцев – сотрудники рериховских учреждений соответственно во Франции, Индии и Америке.
1 октября 1934 года - письмо Николая Рериха - Генри Уоллесу с отчётом экспедиции, начиная с прибытия в Японию 10 мая 1934 года.
2 октября 1934 года - письмо Генри Уоллеса - Николаю Рериху с просьбой об отчёте экспедиции.
3 октября 1934 года - Николай Рерих в Харбине произнёс приветствие «Славное Сибирское казачество», в которой он напоминал о «великом еще несказуемом значении Сибири», о знамени Ермака Тимофеевича, о Сибирских кооперативах и алтайской вершине Белухе. «Белуха стоит белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего».
осень 1934 года - Николай Рерих предпринял издание самостоятельной книги «Священный Дозор». В нее вошли в основном его харбинские очерки и выступления. В книгу также было включено приветствие Н.К.Рериха приветствие «Славное Сибирское казачество».
5 октября 1934 года - письмо З.Лихтман - Е.И.Рерих о новой инициативе. Она возникла ещё весной 1934 года в недрах Музея Рериха в Нью-Йоре. Полковник В.Ф. Шнарковский начал Общество имени Святого Сергия, о котором он говорил Николаю Константиновичу, и тот «одобрил эту идею». Полгода шла подготовка к образованию Общества, ориентированного на церковь и исключительно на интересы русской нации. Шнарковский видел в Преподобном, как в великом подвижнике, восстановителя «государственности и национальной твердыни».
8 октября 1934 года - в Нью-Йорке в Музее Рериха в день преставления Святого Сергия молебном в музейной часовне официально открыто Общество имени Святого Сергия. Почетным председателем избрали Н.К.Рериха. Прозвучало краткое слово о благом начинании и задачах Общества. На собрании решено, что ежемесячно будет устраиваться служба «за спасение родины».
В Харбине в церкви Дома милосердия был отслужен молебен Св. Сергию. Проповедь произнес о.Нафанаил. В своем слове он отметил роль основателя Пакта, отдав Николаю Рериху должное как охранителю ценностей духа. Игумен Нафанаил сказал: «И в нынешнее трудное время имена наших святых сияют вновь. Большим русским человеком делается большое дело – охрана духовных ценностей. И это свое дело он вручает покровительству преподобного Сергия».
В издании «Русское Слово» (Харбин) вышла статья «В Праздник Комитета Пакта Рериха. Богослужение в Доме Милосердия».
9 октября 1934 года - в издании «Новое русское слово» (Нью-Йорк) вышла статья Андар М. (З.Г.Лихтман - Радна) «Н.К.Рерих о поездке в Баргу. Письмо из Харбина». Статья заканчивается довольно пространным упоминанием книги А.М.Ремизова «Звенигород Окликанный», из которой цитируются строки о Рерихе. Мадам Андар напоминает читателям название главы из этой книги «Град Камен Рериха», несомненно, деталь очень важная. «Он построил свой каменный город, просторный, как просторное море, и вольный, как вольность Господина Великого Новгорода. И жаркой цвет от жарких костров загорелся по Русской земле». Это только часть цитаты. Тем не менее, даже фрагмент говорит сам за себя, повествуя о новом Звенигороде, о граде, построенном Рерихом.
10 октября 1934 года - письмо Елены Рерих - президенту США Рузвельту предложением принять совет и руководство от «Великой Гималайской Общины».
11 октября 1934 года - письмо З.Лихтман - Н.К.Рериху (Харбин) об открытии в Нью-Йорке в Музее Рериха Общества имени Святого Сергия: «Рада сообщить, что новое Общество началось в самых светлых тонах».
15 октября 1934 года - в издании «Рассвет» (Чикаго) вышла статья Андар М. (З.Г.Лихтман - Радна) «Н.К.Рерих о поездке в Баргу. Письмо из Харбина» (см. запись о 9 октября 1934 года).
17 октября 1934 года - письмо Генри Уоллеса - Николаю Рериху по поводу Пакта Рериха и книги Уоллеса.
18 октября 1934 года - запись в дневнике Елены Рерих: «Россия и Америка будут теми странами, которые повернут руль всего мира… Когда Россия будет укрепляться, междоусобия будут разрушать самые мощные страны… На Дальнем Востоке будут перемены. Туркестан, Памир и Афганистан присоединятся к Новой Державе».
24 октября 1934 года - письмо Николая Рериха - Генри Уоллесу.
ноябрь 1934 года - состоялось новое выступление Николая Рериха перед казаками в театре «Весь Мир».
2 ноября 1934 года - Николай Рерих из Харбина направил через Департамент сельского хозяйства США письмо президенту Рузвельту. К письму он присоединил очерк на русском языке «Да процветут пустыни!» и его английский перевод.
Письмо Николая Рериха - Генри Уоллесу с отчётом экспедиции.
4 ноября 1934 года - в печатном издании «Русские Поля» (Сиэтл) в № 39 (4-17 ноября 1934) вышла публикация «Музей в Киото чтит искусство академика Н.К.Рериха». Речь идёт о художественной выставке в Киото на которую из Нью-Йорка пришли 17 картин Николая Рериха самого широкого диапазона – от русских сюжетов «Снегурочки» и «Садко» до Гималайской серии, которая была представлена чудесными полотнами «Сикким» и «Кулу». Среди более полутора десятков картин заметное число составили тибетские пейзажи, три работы с одинаковым названием «Тибет». Гималаи, Монголия и Тибет присутствовали как некий основной фон, на нем была прочерчена русская линия. Мэр города Киото господин Омори в письме к Совету директоров Рериховского музея выражал твердую надежду, что «эти семнадцать великих художественных творений явятся… цементом взаимопонимания в Азии».
5 ноября 1934 года - в «Русском листке» (Сиэтл) № 28 вышла публикация З.Радионой (З.Лихтман) «Николай Константинович Рерих».
7 ноября 1934 года - Николай Рерих выступил главным идеологом собрания, состоявшегося в Харбине в День общеэмигрантской непримиримости. Председатель Совета директоров Музея Рериха Луис Хорш в Нью-Йорке в Гайд-парке в доме матери президента США Сары Рузвельт встретился с президентом США Рузвельтом за чашкой утреннего чая. Рузвельт согласился получать послания от Гималайских Махатм через Елену Рерих.
8 ноября 1934 года - газета «Русское Слово» (Харбин) вышла с заголовком «День Непримиримости объединил всю эмиграцию». Она опубликовала полный текст речи Николая Рериха.
10 ноября 1934 года - наказ Николая Рериха правлению сельскохозяйственного кооператива «Алатырь».
14 ноября 1934 года - на вечере Сибирского казачьего союза Юрий Рерих прочел лекцию «Казачество в Средней Азии».
15 ноября 1934 года - в Шанхае около 20 человек эмигрантов провели собрание по поводу учреждения Духовного содружества имени Преподобного Сергия Радонежского. Елена Рерих подготовила второе письмо президенту США Рузвельту, которое было передано ему 19 декабря 1934 года Луисом Хошем.
17 ноября 1934 года - русская фашистская партия раздула в прессе травлю Рериха и его учреждений в Харбине.
18 ноября 1934 года - вступительная лекция Юрия Рериха на Юридическом факультете в Харбине была опубликована в газете «Русское Слово» (см. записи «Сентябрь 1934 года».)
В газете «Харбинское Время» вышла очередная «разоблачительная» статья о Николае Рерихе «План Аморк – создать в Сибири масонское государство» с повторными выдержками из письма Рериха. Газета упивалась неизвестным словом «Белуха», смакуя его на все лады, и пришла к заключению, что таинственный смысл этого слова не что иное как название новой ложи масонов. А сам Рерих «принадлежит к числу величайших заговорщиков, поставивших целью овладеть всей политической властью над Сибирью». В течение недели ежедневно газеты публиковали аналитические обзоры, в которых разбиралась деятельность Рериха в Харбине и задачи его экспедиции в Северную Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Выводы сводились к следующему – существует реальный план образования из Сибири, при поддержке американского капитала, самостоятельного государства.
В газете «Наш Путь» № 299 опубликована клеветническая статья «Н.К.Рерих – масон и агент еврейства».
19 ноября 1934 года - в газете «Харбинское Время» № 313 вышла очередная «разоблачительная» статья «Шаги Н.К.Рериха во исполнение плана организации масонского государства в Сибири»: «В Харбине в политических кругах эмиграции всё больше и больше возникало разговоров о скором создании из Сибири «суверенного» государства».
Никто не сомневался, что главой будущего «Сибирского правительства» должен стать академик Николай Рерих. Основанием для такого заключения послужила его деятельность среди белоэмигрантов по созданию «единого фронта», а также письма к брату в Харбин, направленные за восемь лет до приезда художника на Дальний Восток.
20 ноября 1934 года - в газете «Наш Путь» (Харбин) № 301 (395) вышла очередная «разоблачительная» статья «Н.К.Рерих – большой поклонник Ленина». Журналисты проанализировали книги, к изданию которых был причастен Николай Константинович, и вынесли свой вердикт. Действительно, к тому времени вышли в свет: «Письма Махатмы», «Листы сада Мории», «Община», «Основы буддизма» и др. В монгольском издании «Общины» имя В.И.Ленина упоминается довольно часто. Для харбинских обывателей это стало сенсацией.
21 ноября 1934 года - в газете «Харбинское Время» № 315 вышла очередная «разоблачительная» статья «Новые тайны в новых письмах Н.К.Рериха», в которой обильно цитировались выдержки из перехваченных писем Николая Рериха своему брату Владимиру Рериху от 16 сентября 1923-го и 24 апреля 1924 года: «Помните, что Новой России назначено блестящее будущее и что Сибирь будет иметь особое значение». «Вы видите, какие космические конвульсии потрясают мир. Еще год тому назад мы знали о Японии. И сейчас ясны 1924, 1928, 1931, 1936». «Сибирь – это так важно для будущего строительства. Ведь в Сибири мы с вами встретимся. Именно там предстоит огромная созидательная работа».
22 ноября 1934 года - в Шанхае по радио начался цикл передач, организованных Духовным содружеством имени Преподобного Сергия Радонежского. С лекцией Лекция «Водитель Духа» выступил председатель с. И.Зенкевич, который посвятил беседу Преподобному и его влиянию на духовные переживания русского народа. Отныне на Русской широковещательной станции такие беседы стали регулярными, и их смысл сводился к тому, чтобы поддерживать каждого, кто стремится к нравственному совершенствованию.
23 ноября 1934 года - открылся Ниппонский культурный центр, еще одно учреждение при Музее Рериха. В этот день состоялось собрание в честь укрепления дружбы Н.Рериха с Японией. На собрании всем заправляла госпожа Савада20).
30 ноября 1934 года - телеграмма Николая Рериха - Генри Уоллесу с просьбой о содействии Департамента сельского хозяйства в получении разрешения от Министерства обороны на приобретение оружия для экспедиции. Рерихи, вопреки своим первоначальным запросам, получили всего шесть винтовок, четыре револьвера и обмундирование.
конец ноября 1934 года - начало второй экскурсии в Гоби.
7 декабря 1934 года - министр сельского хозяйства США Генри Уоллес доложил президенту Рузвельту об успехах экспедиции Рериха. Письмо Г.Э.Уоллеса - Николаю Рериху в ответ на письмо от 2 ноября 1934 года с очерком «Да процветут пустыни!», направленному Рерихом президенту США Рузвельту.
8 декабря 1934 года - запись Николая Рериха в дневнике Маньчжурской экспедиции по поводу проекта Канзас.
9 декабря 1934 года - письмо Шклявера Г.Г - Ю.Н.Рериху: «Радовался, читая в «Русском Слове» о Твоих успехах в Харбине, о лекциях, которые Ты прочел там. Каждый год приносит Тебе новую славу, а 1935-й год – подготовительный к великим событиям 1936 года, когда Имя Твое прозвучит во всем мире».
19 декабря 1934 года - Луис Хорш передаёт президенту США Рузвельту письмо от Елены Рерих, написанное 15 ноября 1934 года.
20 декабря 1934 года - запись в дневнике Елены Рерих: «Да, какая мощь и какое благо получится, когда во главе двух великих стран будут стоять такие представители как Ф[уяма] и Р[узвельт]!»
23 декабря 1934 года - письмо Николая Рериха (Пекин) - Г.И.Черткову: «Скажите последователям Преподобного Сергия, что я очень слежу за их благой работой и знаю, истина, несомая ими, восторжествует. Пусть также неотступно продолжают свои благие лекции и работу. Пусть освещают высокие труды Преподобного Сергия. Пусть напоминают, что народы знают, что Преподобному дано три раза спасти землю Русскую. Первое при князе Дмитрии, второе при Минине, третье теперь».
27 декабря 1934 года - письмо Елены Рерих - Генри Уоллесу: «Если Вы готовы хранить Указания, которые идут от Владыки Шамбалы непосредственно ко мне… то доверенный мой передаст Вам лично мое послание. Это мое предложение и все Указания, которые будут переданы Вам, должны знать лишь Вы и никто больше». Этим доверенным оказался Луис Хорш. 31 января 1935 года он посетил Генри Уоллеса, передал письмо с Гималаев и сообщил об «отдельной миссии». Помимо ответственности за кооперативы, на Уоллеса ложилась новая обязанность – двинуть Нобелевскую премию. Как официальное правительственное лицо, он должен организовать представление на Н.К.Рериха в Нобелевский комитет.
В тот же день Еленой Рерих составлено третье письмо президенту США Рузвельту, в котором говорилось о процессе единения двух Америк.
В 1934 году в Риге издательством «Алтаир» издана книга Николая Рериха «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». В сборник были включены три очерка: знаменитого историка В.О.Ключевского «Благодатный воспитатель русского народного духа», Н.К.Рериха «Из слова на освящение часовни Св. Преподобного Сергия в Радонеге, Чураевка» и Натальи Яровской (псевдоним Е.И.Рерих) «Преподобный Сергий Радонежский». В целом книга кажется составленной в традиционном христианском духе. Однако во введении и заключении присутствуют суждения, которые определяют ее неохристианскую концепцию. Е.И.Рерих, готовившая сборник к изданию, заложила в него мысли о «новом строительстве Страны Светлой». Она также возносит понятия подвига и героя. Писала о Преподобном как о вожде русского народа, за которым придет земной вождь (слово «Вождь» – с большой буквы).
«Уже во многих странах встают облики вождей и героев, ибо душа народов тоскует о вожде светлого Будущего… Истинный вождь есть воплощение Указа Высшего. В таком вожде, как в фокусе, сходятся веления Света и чаяния народа. Такой вождь идет осененный знанием высшим, и милосердие и строительство доспехи его.
Таким Вождем был Преподобный Сергий, вдохнув героический дух в народ, Он устремил его в будущее. Таким Вождем остается Он и сейчас, ибо нерасторжима связь…
Осиянный Светом несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый, на ступенях великой лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы светлых сил, готовый благословить народ свой и Вождя его земного на новый подвиг».
Художник проиллюстрировал сборник своими картинами. Правда, открывался он воспроизведением классической иконы Радонежского Чудотворца, завершался же репродукцией известного полотна «Святой Сергий».
В Харбине книга «Знамя Преподобного Сергия» получила большой резонанс среди русской эмиграции. Появилось несколько положительных рецензий (Сергея Бузолина, Альфреда Хейдока, Юрия Холмина). Спрос на книгу сразу же стал расти и постоянно увеличивался. Еще из Индии, перед выездом в экспедицию, Рерих запросил из Латвии 900 экземпляров (!)
Обсуждение