Рерихи в Лондоне.
Дорогой Николай Константинович, Получил Ваше письмо, в кот. Вы пишете о Ваших планах и о поездке в Индию. От души приветствую Ваше решение, которое будет не только приятно, но, думается мне, по результатам — новый вклад в искусство.
Birnboum и Scott в скором будущем будут в Англии, их задерживает отсутствие мест на пароходах, но думаю, они Вас застанут ещё в Лондоне. Что касается его и их галереи, я думаю, что на него надеяться очень не следует — много говорит и очень мало делает. Кроме того, они заняты более всего поставкой старых мастеров — уник, а не выставками. Гораздо лучше для Вас будет Kinggore или Noedler. Но решить и сделать хорошее дело можно в Америке лишь личным присутствием. Это аксиома для проведения дела. Американец — по существу — жулик, и жулик грубый, и на него действует положение, репутация и личность контрагента — идёт на дело лишь в расчёте на громадный процент или если это фирма крупная, то по шаблону; шаблон же: группа светских лиц — комитет патронесс, пресса и т[ак] далее, как повсюду, и порядочный процент за фирму и место.
Что касается студии — я один ничего не могу сделать, ибо сам верчусь между двумя Сциллами и Харибдами: прижимом сверху и снизу. Богатые хотят иметь всё дешевле — отливщики и бронзолитейщики дерут 3 шкуры, галереи дерут процент, а я понемногу сплющиваюсь!
Но студия пойдёт, и я уже подготовил почву [здесь] и лицо, которое даст деньги на такой род студии: кроме чистого искусства — прикладное в том духе, как Вы начали в России. Я об этом много говорил этому господину, и он видит в этом «дело».
Что касается школы, то я пробыл в Beaux Art Institute1) теперь уже насколько месяцев, получил репутацию хорошего профессора, это поможет. Итак, тут тоже необходимо Ваше присутствие. Анисфельд 2) высказал предположение о возможности создания небольшой русской академии, где и он готов принять участие. Об этом он сам со мной заговорил. Видите, всё это в зачаточном состоянии. Необходима широкая реклама, ваша выставка, и тогда дело пойдёт, и заработать можно, и даже недурно. Не стройте себе иллюзий о подвижности американцев. Это всё в прошлом, они теперь объелись золотом, а, как глубоко некультурный народ, к искусству относятся с первобытной точки зрения — любят имена и то, что хвалят в Европе, эти данные у Вас есть — потому валяйте смело, и обращайтесь с американцами нахально, и наступайте им на ногу, и Боже избави извиняться — дерите 3 шкуры и ещё их же ругайте.
Боюсь, что после такой рекомендации у Вас пропадёт охота приехать сюда — но, рассчитав на бумажке, сколько франков, лир, марок и рублей можно получить в обмен на доллар, все эти недостатки кажутся сущими пустяками!! Извините за цинизм, но я хотел бы честно предупредить Вас о том, что можно ждать здесь, чтобы впоследствии Вы бы меня не упрекнули. Есть и тут круг лиц, знающий и любящий искусство, но найти их так же трудно, как в далёком прошлом пришлось Диогену. Старая штука!
В общем, всё глубоко противно, и я спасаюсь одиночеством, хорошим замком на двери и плотными занавесями. Строй храм — внутри себя и храни врата его денно и нощно.
Крепко обнимаю Вас и желаю Вам приятной и полезной прогулки по нашей несчастной планете.
Пишите в пути, не забывайте.
Искренне Ваш
Г. Дерюжинский
Источник: Архив Института «Урусвати» (Центр науки и культуры, Дели). Ф. 1. On. 1. Д. 34. Автограф письма.
Елена, Николай, Юрий, Святослав Рерихи. Наследие Рерихов. Летопись семьи Рерих. Дневники семьи Рерих. 12 июня 1920 года (letopis) | |
---|---|
Персона | Рерих Н.К., Дерюжинский Г.В., Анисфельд |
Год | 1920 |
Месяц | июнь |
День | 12 июня |
Дата | 1920-06-12 |
Где | США |
Источник информации | - |
События | Письмо Дерюжинского Г.В. - Рериху Н.К. о перспективах в США |
Ключ | США, американцы, галерея |
Ссылка | Елена, Николай, Юрий, Святослав Рерихи. Наследие Рерихов. Летопись семьи Рерих. Дневники семьи Рерих. 12 июня 1920 года |
Навигация: 1920 год. Летопись семьи Рерихов. ⇒ Летопись семьи Рерихов ⇒ Главная сайта
Если вы хотите получить больше информации по данной теме, напишите нам: admin [at] verim [dot] org
Обсуждение