/* GoogleAds */

Главная

ПРОЕКТ "ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ"

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


agni:biograf:1914:start

Елена, Николай, Юрий, Святослав Рерихи. Летопись семьи Рерих. Дневники семьи Рерих. 1914 год

В 1914 году Николай Рерих продолжает выполнять обязанности директора училища Императорского Общества поощрения художеств. При Обществе создана художественно-промышленная мастерская чеканки.

В 1914 году Николай Рерих состоит директором женских курсов Высших архитектурных знаний Е.Т.Богаевой, а позднее – почетным председателем и преподавателем декорационной мастерской.

В 1914 году Николай Рерих принимает участие в «Балтийской выставке» в Мальме (Швеция).

В 1914 году Николай Рерих принимает участие в росписи храма Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой в Талашкине Смоленской губернии.

В 1914 году Николай Рерих пишет эскизы для трагедии Метерлинка «Сестра Беатриса» 1).

Осенью 1914 года на петербургском Смоленском кладбище освятили надгробие памятника учителя Николая Рериха - А.И.Куинджи. Николай Рерих исполнил эскиз красочной мозаики, предназначенной для ниши памятника.

По мнению историков искусства, надгробие стало «признанным образцом художественного синтеза в мемориальной архитектуре начала XX века». Эскиз мозаики по окончании работы над памятником Николай Рерих пожертвовал в коллекцию произведений русских художников, создаваемую Обществом им. А.И.Куинджи.15 2)

Правление Общества в письмах к Николаю Рериху выражало благодарность за принесенный в дар Обществу эскиз, за участие в сооружении памятника, приглашало на товарищеский обед по случаю его освящения.

Завершение работы над памятником совпало с возвращением Николая Рериха в Общество им. А.И.Куинджи.

В 1914 году началась первая мировая война. Николай Рерих усматривал в ней очень тяжелое, но все же начало подлинного объединения человечества, космической эры его истории: «Крылья, крылья! Вы растете болезненно. С 1914 г. человечество пришло в космическое беспокойство… И сам земной шар сделался малым. Но среди судорог, среди опасных взлетов за поисками чудесного края начинают расти крылья».

В 1914 году Юрий Рерих начинает учёбу в гимназии К.И. Мая.

Биографические данные

апрель 1914 года - видение «Мальчика», явленное Елене Рерих на 3-й день Пасхи. Позже Рерихами был задан вопрос Учителю по поводу видения «Мальчика». См. дневник Елены Рерих.

сентябрь 1914 года - от имени преподавателей Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств Николай Рерих послал выражение сочувствия президенту Франции по поводу разрушения Реймского собора. В ответ через французского посла получил благодарность президента республики.

октябрь 1914 года - Николай Рерих поддержал протест московских художественных организаций, литераторов, художников, архитекторов и артистов, направленный всему цивилизованному миру против варварства германцев.

1 октября 1914 года - в Петрограде в залах Общества поощрения художеств состоялся аукцион в пользу состоящего под председательством Великой княгини Анастасии Николаевны и вице-председателя Великой княгини Мелицы Николаевны Комитета оказания помощи раненым и выздоравливающим воинам. В аукционе приняли участие работы Николая Рериха.

2 октября 1914 года - в Художественном бюро Н.Е. Добычиной открылась выставка картин в пользу Лазарета деятелей искусств, в которой двумя произведениями - «Замок» и «Дела человеческие» – участвовал Николай Рерих.

19 октября 1914 года - в залах Школы поощрения художеств состоялся аукцион журнала «Мир искусства». Наряду с К.А. Сомовым, Б.М. Кустодиевым, А.П. Остроумовой-Лебедевой по наивысшей цене – за 210 рублей – был продан эскиз декорации Николая Рериха «Лес» к драме М.Метерлинка «Принцесса Мален». Всего же аукцион дал 8500 рублей.

26 октября 1914 года - в Петрограде в залах Общества поощрения художеств состоялась благотворительная выставка старинного искусства разоренных неприятелем стран, устроенная Общиной Святой Евгении. Николай Рерих входил в Комитет по устройству выставки.

ноябрь 1914 года - в Петрограде в залах Общества поощрения художеств состоялась благотворительная выставка «Искусство союзных народов», в которой приняли участие 38 произведений старофламандской и фламандской школы из коллекции Николая Рериха.

9 ноября 1914 года - на Большой Белозерской улице (ныне ул. Воскова) в Петрограде открылся Лазарет деятелей искусств. На средства членов объединения «Мир искусства» (в которое входил и Николай Рерих), в этом лазарете содержалось 7 кроватей (из 70). 3 тысячи рублей предназначались для помощи раненым по выходе их из лазарета. Эти средства были выручены с аукциона «Мира искусства», который состоялся 19 октября 1914 года. В дальнейшем Николай Рерих еще не раз участвовал своими работами на аукционах в пользу этого лазарета.

7 декабря 1914 года - женские курсы Высших архитектурных знаний Е.Т.Богаевой, где с 1912 до 1914 Николай Рерих состоял директором, провели аукцион в пользу Лазарета деятелей искусств. Среди пожертвованных мастерами различных искусств многочисленных предметов были картины, гравюры, майолика, вышивки. Под оригиналами значились имена Николая Рериха, А.Ф. Гауша, С.Ю. Судейкина, А.А. Рылова, А.Е. Яковлева.

Творческие данные

Картины Николая Рериха

  • Бой со змеем. Эскиз занавеса к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Вариант. К. серый, акв. 31 * 37. Музей МХАТ, N 2754. (41).
  • Великанша Кримгерд. Krimherd, the Giantess. Мас. (21, 24).
  • Вестник. К., паст., уголь. 75 * 89. ГРМ, N Ж-1976. (57). 48*
  • «Вижу врага». I See the Enemy. Темп. (21, 24). /
  • Вижу врага. Темп. Киев, собр. Я.И. Бердичевского. (32).
  • Владыка. The Lord. Темп. (21, 24). / Владык(и). В зеленом. (78). /
  • Сцена (из «Снегурочки») с фигурой в костюме. Не датировано. Б., гуашь. 38,1 * 38,1. (80). / На страже. 1910-е. Б., смешанная техника. 38 * 38. М., собр. галереи «Новый Эрмитаж». (36). - Очень похоже на «Владыку» в красном. Имеющаяся цветная репродукция, очевидно, искажена в цветопередаче.
  • Владыка. The Lord. Темп. (21, 24). / Владык(и). В красном. (78). 48*
  • Волшебник. Magician. (21, 24, 78).
  • Волшебство. (78).
  • Враг рода человеческого. The Enemy of Mankind. Темп. (21, 24).
  • Град обреченный. The Doomed City. Темп. (21, 24). /
  • Град обреченный. К., темп. (46, 75).
  • Град обреченный. К., мас. 43 * 66. МРН. (46). /
  • Пречистый град врагам озлобление. Вариант. К., мас. 43,2 * 66. МРН. (32). - В МРН картины с такими названиями нет. Скорее всего, это «Град умерший» 1918 года.
  • Далила. Эскиз костюма для концертного номера (ария из оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила»). Dalilah, Costume Sketch. Темп. (21, 24, 41).
  • Дела человеческие (фрагмент эскиза росписи). Human Deeds. К., темп. 71,8 * 83,8. США, частное собр. (21, 24, 75). / США, Washington, CT, собр. Whitney. (79). / 48*
  • Замок. Град обреченный. Б., гуашь, акв. 24,5 * 43,5. Омский обл. музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, N Ж-556 (54). / Град обреченный. Ж-557. (32). / Замок. Эскиз к картине «Град обреченный». Б. на к., гуашь, акв. Гр 4525. (Врата в будущее. Омск, 2000). /
  • Эскиз к «Город обреченный». (78).
  • Зарево. Reflection of Fire. К., темп. (21, 24, 46). /
  • Зарево. К., темп. 22,9 * 35,6. Местонахождение неизвестно. (75). / [Ранее в] собр. Giro (Нью-Йорк). (79). /
  • Зарево. Conflagration. 20,3 * 48,3. США. (29). /
  • Зарево. Эскиз. Reflection of Fire (Sketch). (21, 24).
  • Звездное небо. Б., темп. 46 * 45. ГРМ, N Ж-1985. (57). / Б., темп., графит, гуашь. (57б). /
  • Звезды. (78). /
  • Ночь. The Night. Темп. (21, 24).
  • Каменный век, шхеры. Вариант. Темп. (78).
  • Короны. Crowns. Х., мас. 74 * 118. КМРИ, Ж-303. (21, 24, 71, 76). 48*
  • Короны. Эскиз к картине. Crowns (Sketch). Б., кар. 13,5 * 15,5. ГорлХМ, N гр-274. (21, 24, 43).
  • Крик змия. The Cry of the Serpent. Д., темп. 84 * 98. Псковский гос. объединенный историко-архитектурный и худ. музей-заповедник, инв. N 861/111. (21, 24, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1981). / 98 * 84. Д., смешанная техника. N 2. (46, 75). / 1913. (70). 48*
  • Крик змия. Эскиз. The Cry of the Serpent, Sketch. Б. на ф., темп. 27 * 34. Литва. Вильнюс, Литовский худ. музей, N Т-2949. (21, 24, 32, 75). 48*
  • Крик змия. Вариант (с ангелами). (78).
  • Никола во граде. (78). /
  • Николай-Угодник. Б., темп, гуашь. 54 * 67. Спб., частное собр. (О.А. Черкасова. «Благой приказ» (Православная культура в жизни и творчестве Н.К. Рериха). Извара, 2002).
  • Ночь. Остров. Б. на к., смешанная техника. СГХМ. (70).
  • Окончание росписи церкви в Талашкине. (21).
  • Панно для моленной виллы Л.С. Лившица в Ницце. The Chapel — Twelve Panels. ГорлХМ. (21, 24, 39):
  • ~~Благие посетившие. The Gracious Visitors. Две картины. Х., темп. 320 * 212. NN 288, 290. / NN ж-288, ж-289. (43).
  • ~~Город. Две картины. Х., темп. 130 * 160. NN 289, 292. / Города. NN ж-299, ж-300. (43). / Города. Cities. (21, 24). - В монографии 1916 г. в число 12 панно серии не входят. Подсчет свидетельствует о том же. Стиль также другой.
  • ~~Древо благое произросло. The Blessed Tree Flourished. Х., темп. 312 * 76. N 293. / 312 * 161. N ж-293. (43).
  • ~~Древо благое произросло. The Blessed Tree Flourished. Х., темп. 312 * 75. N 296. / 312 * 161. N ж-292. (43).
  • ~~Входы (Орнамент). Entrances. Х., темп. 216 * 105. N 298. / 312 * 75. N ж-295. (43).
  • ~~Входы (Орнамент). Entrances. Х., темп. 215 * 104. N 291. / 312 * 75. N ж-291. (43).
  • ~~Орнамент. Ornament. (21, 24). / Фриз. Х., темп. 10 * 1000. N 301. / Орнаментальный фриз. 100 * 1235. N ж-301. (43).
  • ~~Отроки продолжатели. Youth Which Carries On. Х., темп. 312 * 161. NN 295, 299, 300.
  • ~~Отроки продолжатели. Youth Which Carries On. Х., темп. 318 * 110. N 294. /
  • ~~Отроки-продолжатели. Х., темп. 218 * 110. N ж-298. (43).
  • ~~Отроки-продолжатели. Х., темп. 312 * 110. N ж-296. (43).
  • ~~Отроки-продолжатели. Х., темп. 215 * 104. N ж-294. (43).
  • ~~Отроки-продолжатели. Х., темп. 215 * 104. N ж-297. (43).
  • ~~Хозяин дома. The Host of the House. Х., темп. 312 * 200. N 297. / N ж-290. (43).
  • Покорение Казани. Эскиз фрески. Вариант. Conquest of Kazan, Variant. Б., темп. 78 * 73. Ереван, Нац. галерея Армении, N 592. (21, 24, 32, 75). 48* / Взятие Казани. (78).
  • Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. Procopius, the Blessed, Prays for the Unknown Travelers. К., темп. 70 * 105, ГРМ, N Ж-1980. (21, 24, 57). / К., темп., графит, гуашь. (57б). / 71 * 107. (72). 48*
  • Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. Эскиз. Procopius, the Blessed, Prays for the Unknown Travelers, Sketch. Темп. (21, 24). / Прокопий благословляет/молится за неведомых плывущих. (78). - На выставке 1915 года «молился».
  • Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого. Procopius, the Blessed, Averts the Stone Cloud from the Great Ustiug. Два произведения (темп. и ?). (21, 24). / Прокопий Устюжский отвел каменную тучу от Устюга Великого. (78). - Это (?), скорее всего, - один из эскизов МРН (см. ниже).
  • Путь великанов. The Path of Giants. Х., темп. 166 * 213. Нац. галерея Армении, N 274. (21, 24, 32). - В (32б) одно и то же в 1910 и в 1914 гг.; в (32) в 1910 г. только одноименный этюд. 48* - См. 1910.
  • Смоленский луг. (78).
  • Вариант к «Смоленскому лугу». (78).
  • Спор. (78).
  • Тропа прямоезжая. Вариант. Direct Path, Variant. (21, 24).
  • Эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А.А. Давидова «Сестра Беатриса» (на сюжет пьесы М. Метерлинка) на сцене театра Музыкальной драмы в Петрограде в 1914 году. Settings for «Sister Beatrice»:
  • ~~В монастыре. К., темп. 75,5 * 86. ГРМ, N Ж-1981. (57). / К., темп., графит, гуашь. (57б). / Сестра Беатриса. Sister Beatrice. (21, 24, 41). 48*
  • ~~В монастыре. К., темп. 77 * 69. (41). / СПб., собр. Kuka. (79). / Коридор в королевском замке. Эскиз декорации к драме М. Метерлинка «Принцесса Мален». 1917. Б., к., темп., гуашь, кар. 77 * 69. М., частное собр. (36).
  • ~~В монастыре (Сестра Беатриса (Вариант). Sister Beatrice, Variant). Вариант. Темп. (21, 24, 41).
  • ~~В монастыре. Эскиз (первоначальный вариант). К., гуашь, паст. 22,4 * 25,7. КМРИ, Рг-4306. (71, 76). / Б., паст., темп. 22,4 * 25,7. (интернет).
  • ~~Внутренность храма. (78).
  • ~~Келья. (78).
  • ~~Костюм Беатрисы. Темп. (21, 24). / Беатриса. (41).
  • ~~Два листа костюмов. Two Pages of Costumes. Темп. (21, 24).
  • ~~Подземелье. Vault. Х., темп. 71 * 76. Россия, частное собр. (21, 24, 48). / Подземная тюрьма (The Dungeon, set design for Maeterlinck's Sister Beatrice). Х., темп. 71 * 76. Картина продана 19.10.2001 на аукционе Christie's New York (интернет).
  • ~~Сестра Беатриса. Вариант, примененный к постановке. Sister Beatrice, Variant Applied to the Production. Темп. (21, 24).
  • ~~Эскизы кулис. Sketches of Scenes:
  • ~~~~Зима. Winter. К., темп. 64 * 88. СПб., собр. Е.Б. Чудновской. (21, 24, 41). / Пейзаж; зима. (78).
  • ~~~~Лето. Summer. К., темп. (21, 24, 41). /
  • ~~~~Пейзаж; утро. (78).
  • ~~~~Храм. The Temple. К., темп. (21, 24, 41).

- «…Рерих выразил согласие написать эскизы…» («Речь»-14.6.1914).

  • Эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» в Королевском театре Дрюри Лейн в Лондоне в 1914 году (Антреприза С.П. Дягилева). Settings for «Prince Igor»:
  • ~~Бояре. I акт. Б. на к., гуашь, тушь, бронза, алюминий, кар. графитный. 34,7 * 50,3 (в свету) и 32,1 * 48,2. ГРМ, N Р-57592. (57б).
  • ~~Бояре. Рисунок. Вариант. (78).
  • ~~Боярыни. (78). /
  • ~~Боярыни и дети. I акт. Б. на к., гуашь, темп., бронза., кар. 23,8 * 33,5 (в свету). ГЦТМ, N 122401. (41). - Ср. 1909 г. В (21, 24) темперы «Бояре» и «Боярыни», принадлежавшие А.П. Ланговому, отнесены к 1909. А.П. Иванов датирует их 1914 годом.
  • ~~Воевода. I акт. Б. серая на к., гуашь, кар. 24,3 * 16,2. ГРМ, N р-50241. (41). - В (57б) эта работа за Н.К. Рерихом не числится.
  • ~~Девушки, мамка, боярин, Ярославна. Б. серая, гуашь, кар., бел. 25 * 63. СПб., собр. Е.М. Иссерлин. (41).
  • ~~Двор князя Владимира Галицкого. Б. на к., гуашь, уголь. 68,6 * 97,8. Нью-Йорк, собр. Пармении Мигель Экстром, Фонд Стравинского-Дягилева. (41). / Двор князя Галицкого. Эскиз декорации. 1914 (датировано автором). К., гуашь, уголь. (80). / Двор Галицкого (с фигурой). Galitzky's Courtyard with Figure. (21, 24). / Prince Galitsky’s Courtyard. К., темп. 68,6 * 71,1. (29, 32).
  • ~~Двор [князя] Галицкого. Galitzky's Courtyard with Figure. Б. на к., акв., темп. 50 * 68,9. ГРМ, N Р-53945. (21, 24, 57б). 48*
  • ~~Затмение (Путивль). Eclipse. К., темп. 68 * 97,5. СПб., собр. семьи В.Я. Кунина. (21, 24, 41). / Путивль (Затмение). (78).
  • ~~Костюм для Владимира Галицкого. Costume for Vladimir Galitsky. (21, 24). / Князь Владимир Галицкий. Б., гуашь. Лист: 37 * 27; рис.: 23,5 * 16. ГЦММК, ф. 380, N 1318. (41). / Серая б., гуашь, графитный кар. 23 * 16 в свету. Инв. N 3899/II. («Рериховское наследие», т. 2). / Подарен исполнителю роли 18.10.1914. (70).
  • ~~Овлур. США. Нью-Джерси. Нью-Брансвик. Джейн Воорхис Зиммерли музей при Ратгерском университете. Коллекция Г. Рябова. (70).
  • ~~Князь Игорь. Б., гуашь. 32 * 21. ГЦММК, N 1753. (41). / Б., акв. Инв. N 1753/II. («Рериховское наследие», т. 2).
  • ~~Князь Игорь. I акт. Б. серая, гуашь, бронза, серебряная краска, кар. 27,0 * 15,4. Музей личных коллекций при Гос. музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (М.), собр. И.С. Зильберштейна, N МЛК ГР-544. (41, 61).
  • ~~Князь Игорь в плену. Б. на к., гуашь, кар. (41).
  • ~~Народ. I акт. Б., гуашь, кар. графитный. 26,7 * 33,4. ГРМ, N Р-1938. (57б).
  • ~~Плач Ярославны. Yaroslavna's Plea. Темп. (21, 24). / Б., к., акв., гуашь, уголь, бел. 67 * 97. СПб., частное собр. (36). / Б. на к., темп., бел., паст. (41). / Б. на к., темп., паст. (72). / К., темп. СПб., собр. Kuka. (79).
  • ~~Плач Ярославны (Вариант). Yaroslavna's Plea, Variant. Б. на к., темп., бел., паст. 21 * 30. М., собр. Е.М. Величко. (21, 24, 41).
  • ~~Плач Ярославны. Б., кар. 16,8 * 25,7. МРН. (48). - В «Книге эскизов 1913-16».
  • ~~Половецкий стан. Polovetsky Camp. Темп. (21, 24). / Б. на к., темп. (41). / Х., темп. 50,8 * 76,2. (79).
  • ~~Половецкий стан. Вариант. Polovetsky Camp, Variant. Б. на к., темп., гуашь, паст. 62 * 96. ГМИНВ, N 45468 КП. (21, 24, 41). / 45468 КП, 9875 II. (картотека).
  • ~~Половчанка. (78).
  • ~~Путивль. Putivile. К., темп. 68,5 * 96,5. США, Даллас, собр. Ягода. (21, 24, 41, 49). / The Square in Putivle. К., масл. темп. 68,6 * 96,5. США (29). / Площадь в Путивле (Путивль). США, частное собр. (75). 48*
  • ~~Скоморохи Скула и Ерошка. Б., гуашь, кар. графитный. 26,8 * 33,4. ГРМ, N Р-1937. (57б).
  • ~~Стан заснул. (78).
  • ~~Терем Ярославны. К., темп. 69 * 92. ГЦТМ, N 276977. (37). - Ср. 1915.
  • ~~Терем Ярославны. Yaroslavna's Chamber. К., темп. 68 * 97,5. МРН. (21, 24, 48).
  • ~~Терем Ярославны. Б. серая, кар. 22,1 * 30,8. ГРМ, N Р-50537. (41). / Комната. Эскиз. (57б).
  • ~~Ярославна. Б. серая на к., гуашь, кар. 25,4 * 17. ГРМ, N р-50630. (41). - Опечатка в номере, см. Р-50630 в 1913 г. («Часовня»).
  • Великанша Кримгерд. Эскиз. Sketch to «Krimherd the Giantess». 22,2 * 15,2. (29). / 1917-8. Б., кар. 13,0 * 20,7. УБ. (45).
  • Dies Irae. Смертный день. Эскиз к «Дела человеческие». Dies Irae (Day of Wrath). Sketch for «Human Deeds». Б., кар. 10,3 * 13,5; размер листа: 15,8 * 25,3. МРН. (48, 46).
  • Эскиз композиции к «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится». Composition sketch for «Procopius the Blessed Prays for the Unknown Travelers». Б., кар. 10,8 * 16,4; размер листа: 23,8 * 30,8. МРН. (48, 46).
  • Эскиз композиции к «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Composition sketch for «Procopius the Blessed Averts the Stone Cloud from the Great Ustiug». Б., кар. 23,8 * 24,5; размер листа: 23,8 * 30,8. МРН. (48, 46).
1)
Для Театра Музыкальной Драмы в Петрограде
2)
В настоящее время он находится в фондах Государственного Русского музея
agni/biograf/1914/start.txt · Последние изменения: 2020/04/11 15:03 (внешнее изменение)

Вы можете оставить свои комментарии в разделе "Обсуждение".
Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку "Подписаться", расположенную справа снизу каждой страницы (знак конверта).




Индекс цитирования