/* GoogleAds */
В 1912 году Николай Рерих продолжает выполнять обязанности директора училища Императорского Общества поощрения художеств.
В 1912 году Николай Рерих продолжает занимать должность председателя общества журнала «Мир искусства».
В 1912 году Николай Рерих состоит директором женских курсов Высших архитектурных знаний Е.Т.Богаевой.
В 1912 году Николай Рерих продолжает работать с И.Ф.Стравинским над балетом «Весна священная». И.Стравинский создавал музыку «Весны Священной» с большим подъемом и верой в успех. В марте 1912 года он писал: «Боже мой, какое счастье мне, когда я услышу это…» А в декабре И.Стравинский пишет Николаю Рериху: «Только бы Нижинский успел бы поставить «Весну», ведь это так сложно. Я по всему вижу, что эта вещь должна «выйти» как редко что!»
В 1912 году Николай Рерих пишет многочисленные эскизы декораций и костюмов для спектакля Ибсена «Пер Гюнт» 1). Эта работа была начата в 1911 году. В сентябре 1912 года Николай Рерих пишет: «В настоящее время с этой постановкой все отлично наладилось. Мои впечатления от первой совместной работы с «художественниками» отличные. В этом театре все работники его проникнуты одинаково глубоким стремлением добиться наилучшего и, как только могут, помогают друг другу. Дружное, любовно ведомое дело невольно захватило и меня, нового для «художественников» человека, и мы работали, как будто трудились вместе многие годы».
В 1912 году Николай Рерих пишет эскизы для спектакля Вагнера «Тристан и Изольда» 2)
В 1912-1914 годах Николай Рерих много работает над оформлением пьес Метерлинка «Принцесса Малэн» и «Сестра Беатриса». Музыкальное вступление к «Сестре Беатрисе» было написано композитором Штейнбергом, зятем и учеником Римского-Корсакова, и посвящено Николаю Рериху. Пьеса шла в «Музыкальной драме» в 1915 году.
«Для меня Метерлинковская серия, - отмечал Николай Рерих, - была не только театральными эскизами, не иллюстрациями, но вообще композициями на темы мне очень близкие. Хотелось в них дать целую тональную симфонию. У Метерлинка много синих, фиолетовых, пурпурных аккордов, и все это мне особенно отвечает. Посещение Фландрии и несравненного Брюгге дало глубокие настроения, подтвердившие образы, уже ранее возникшие во мне».
Эти работы художника были высоко оценены самим Метерлинком и таким знатоком театра, как А. Бенуа.
В 1912 году Николай Рерих пишет эскизы декораций и костюмов к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка» на сцене Петербургского драматического театра Рейнеке. Костюм Снегурочки весь украшен большими кругами и маленькими, объединенными по три и оканчивающимися завитком. В этом же году состоялся и сам спектакль.
В 1912 году Николай Рерих принимает участие в росписи храма Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой во Фленове Смоленской губернии.
В 1912 году вместе с членами Общества им. А.И.Куинджи скульптором В.А.Беклемишевым и мозаичистом В.А.Фроловым по проекту архитектора А.В.Щусева безвозмездно, как и другие художники, Николай Рерих работал над созданием надгробия своему учителю - А.И. Куинджи. Николай Рерих исполнил эскиз красочной мозаики, предназначенной для ниши памятника. Осенью 1914 года надгробие освятили на петербургском Смоленском кладбище.
В 1912 году картины Николая Рериха принимают участие в выставках в Лондоне.
В 1912 году Мария Васильевна Рерих уезжает с младшими сыновьями из своего дома (угол Большого пр., 57 и 16-й линии, 15).
В 1912 году Юрий Рерих пишет работу по истории «Покорение Новгорода».
В 1912 году Николай Рерих начал одну из наиболее значительных живописных серий – так называемую Предвоенную или, как о ней иногда пишут, Пророческую. Картины этой серии представляют собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой.
Замысел цикла зародился в 1912 году не случайно. Николай Рерих жил и творил в чрезвычайно бурный период, который выдвигал перед деятелями культуры сложнейшие проблемы. Вспомним русско-японскую войну, революционные события 1905-1907 годов. Необычайно трудным и напряженным для России и русской интеллигенции было начало 1910-х, когда страна стояла на пороге Первой мировой войны, когда вновь начался подъем революционного движения в государстве.
В первой – Пророческой серии, которую Николай Рерих выполнил в 1912-1914 годах, доминирует атмосфера Апокалипсиса, всеобщей катастрофы. Ощущение трагизма, предрешенности происходящего запечатлено в многозначных символических образах полотен «Град обречённый», «Дела человеческие», «Крик змия», «Ангел последний» и других.
- Роспись продолжалась до 1914 г. Здесь возможна путаница росписей с эскизами.
- См. также «Эскизы росписи…» (1909), «Два эскиза» (1910), «Трон невидимого бога» (1911), «Ангелы у райского древа» (не датированное).
- «…Рерих… приступает к исполнению декораций и рисунков костюмов и всей постановки «Снегурочки»…» («Вечернее время»-13.7.1912).
- «…Рерих сдал дирекции оперы Зимина эскизы…» («Вечернее время»-18.4.1912).
- «Эскизы совсем докончены и сданы дирекции театра» («Русское слово»-15.4.1912). В сборнике «Адамант» Н.К. писал: «…нам пришлось написать около трехсот эскизов костюмов…». См. также 1911 г.