/* GoogleAds */

Главная

ПРОЕКТ "ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ"

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


agni:biograf:1909:start

Елена, Николай, Юрий, Святослав Рерихи. Летопись семьи Рерих. Дневники семьи Рерих. 1909 год

В 1909 году Николай Рерих продолжает выполнять обязанности директора училища Императорского Общества поощрения художеств. При Обществе создана иконописная художественно-промышленная мастерская.

С 1909 года, освобождая время для новых живописных исканий, Николай Рерих начинает понемногу отходить от общественной работы. Так, в 1909 году Николай Рерих покидает правление Общества архитекторов-художников.

Биографические данные

4 января 1909 г. - в Петербурге в меньшиковских залах I кадетского корпуса открывается выставка картин «Салон», устроенная С. К. Маковским. В ней участвуют все художественные общества, без различия направлений, в том числе «Голубая роза» и «Венок». Николай Рерих выставил около 60 номеров.

Третьяковская галерея сделала два крупных приобретения на выставке. Она купила картину Рериха «Бой» за 5000 рублей и за такую же приблизительно сумму головинского «Шаляпина в роли Олоферна».

Русский музей Императора Александра III купил на выставке одну из красивейших вещей Николая Рериха: «Пещное действо».

16 января 1909 г. - в Царском селе в Александровском дворце их величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна осматривали выставку работ художника Николая Рериха, в которой находились эскизы декораций русских опер, предназначаемых к постановке в Париже — «Князь Игорь», «Снегурочка» и «Псковитянка», а также эскиз мозаичного входа, устраиваемого в соборе Почаевской лавры. При обозрении выставки объяснения давал сам Николай Рерих.

27 января 1909 г. - Императорская Академия художеств разослала всем своим действительным членам предложение подать голоса за избрание новых академиков, в том числе и по живописи - художников Николая Рериха (предложили И. Репин, В. Матэ и Н. Кондаков), Б. М. Кустодиева, Е. И. Столицы, В. И. Зарубина, Д. К. Милорадовича и Г. А. Яковлевича.

8 февраля 1909 г. - в Киеве в актовом зале Университета св. Владимира открывается 2-ая выставка картин современных русских художников, устраиваемая редакцией журнала «В мире искусств». Выставка перевезена из Одессы, где имела большой успех. В выставке принимают участие: гг. Николай Рерих, Билибин, Аполлинарий Васнецов, Бакст, Богаевский, Анисфельд, Гауш, Добужинский, Досекин, Головков, Издебский, Крымов, Кустодиев, Лансере, Остроумова-Лебедева, Пастернак, Средин, Селезнёв, Константин Коровин, Пирогов, Зарубин, Рылов, Фролов, Химона, Щусев, Эдуардс и Якулов. На выставке будут экспонированы произведения скульптуры и архитектуры. В день открытия на выставке будет прочитана лекция Ив. Лазаревским.

Всего в выставке участвует 213 картин. Особенно полно будут представлены: Билибин (20 работ), Кустодиев (14), Рерих (20), Пастернак (18). Часть сбора от продажи билетов на выставку и на лекции поступит в пользу недостаточных студентов Университета св. Владимира.

9 февраля 1909 г. - в помещении Общества поощрения художеств состоялось первое собрание членов вновь организуемого Общества имени проф. А. И. Куинджи под председательством К. Я. Крыжицкого. Членами учредителями этого нового Общества признаны: Николая Рерих, профессор В. Е. Маковский, В. А. Беклемишев, В. И. Зарубин, Н. П. Химона, А. С. Хренов, Р. А. Берггольц, К. К. Вроблевский, В. П. Овсянников, Н. А. Сергеев, Ф. Г. Беренштам, Е. И. Столица, Ф. Ф. Бухгольц, А. Р. Эберлинг, А. А. Борисов, А. И. фон Гоген, П. Н. Вагнер, С. М. Зейденберг, А. В. Щусев, Н. Ф. Селиванов и И. А. Дженеев. На пожертвованный миллион А. И. Куинджи собрание постановило учредить дворец искусств в Петербурге, в котором будут устроены все учреждения, связанные с чистым и прикладным искусствами, грандиозный выставочный зал и т. п.

Главной целью Общества является объединение художников, разбившихся, во вред друг другу, на многочисленные партии и кружки. Объединительные элементы заложены уже в составе учредителей.

Вторая цель возникающего Общества — помогать материально как отдельно нуждающимся художникам, так и целым художественным обществам.

19 февраля 1909 г. - Николай Рерих участвует в праздновании дня рождения Архипа Ивановича Куинджи. Состоялось официальное открытие нового художественного кружка имени А. И. Куинджи.

март 1909 г. - в помещении акварельного класса Императорской Академии художеств состоялось первое учредительное собрание первого Общества имени А. И. Куинджи, созванное со специальной целью выбора членов правления. Председателем нового Общества единогласно избран художник К. Я. Крыжицкий, казначеем архитектор А. С. Хренов, секретарём Общества И. А. Дженеев. В состав членов правления вошли художники: Николай Рерих, Н. А. Сергеев, В. П. Овсянников, Ф. Г. Беренштам, Р. А. Берггольц, С. М. Зейденберг, К. К. Вроблевский, А. И. фон Гоген и А. Р. Эберлинг.

март 1909 г. - Николай Рерих за выдающиеся заслуги по археологии и исторической живописи избран единогласно в число действительных членов общества «Sosiété Nationale des Antiquaires de France» по предложению гг. Heron de Villefasse и Ravaisson Mollieu (хранителя луврского музея). Избрание Николая Рериха в это старейшее из исторических обществ Франции является весьма редким фактом.

6 марта 1909 г. - состоялось первое собрание Общества изящных искусств. Председателем собрания был избран Н. А. Котляревский. По открытии собрания происходили выборы трёх товарищей председателя и членов совета. Товарищами председателя Общества были избраны Николай Рерих, В. Н. Давыдов и Ф. М. Блюменфельд. Председатель Общества будет избран из числа выбранных товарищей председателя. Целью Общества является приблизить все искусства как можно ближе к населению.

16 марта 1909 г. - в Киеве закрывается выставка картин современных русских художников, устроенная редакцией журнала «В мире искусств». Состоялось заседание совета Общества изящных искусств под председательством тов. пред. Общества Николая Рериха. Избраны должностные лица совета: председателем Е. Б. Вильбушевич, товарищами пред. И. И. Лазаревский и Н. П. Химона, казначеем И. Ц. Берёзкина, секретарём г-жа Кудрявая.

22 марта 1909 г. - в помещении Императорского Общества любителей древней письменности состоялось собрание художников, представителей науки и любителей искусств для обсуждения проекта созыва Всероссийского съезда художников. Председательствовал почётный академик, поэт граф А. А. Голенищев-Кутузов. Председателем была прочтена глубоко задуманная программа предполагаемого Всероссийского съезда художников. Организацию съезда художников берут на себя: граф А. А. Голенищев-Кутузов, академик А. И. Соболевский, граф П. С. Шереметев, Ал-др Н. Бенуа, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, К. Е. Маковский, Николай Рерих, К. Я. Крыжицкий, К. П. Степанов, В. Д. Поленов, М. В. Красовский, Н. П. Лихачёв и др.

5 апреля 1909 г. - под председательством графа П. С. Шереметева состоялось многолюдное собрание членов-учредителей Всероссийского съезда художников. Первым обсуждался вопрос об авторском праве на художественные произведения по докладу комиссии Г[осударственной] Думы по судебным реформам. Далее принят ряд положений о съезде. Созвать его решено на февраль или март 1910 г., чтобы иметь возможность одновременно со съездом устроить ряд выставок. В заключение произведены выборы 12 лиц в устроительный комитет съезда. Избраны следующие лица: Николай Рерих, А. Н. Бенуа, П. П. Вейнер, В. Т. Георгиевский, граф А. А. Голенищев-Кутузов, М. В. Добужинский, А. А. Карелин, Н. З. Панов, В. А. Покровский, И. А. Фомин, граф П. С. Шереметев и А. В. Щусев.

9 апреля 1909 г. - в зале совета Академии художеств состоялось очередное общее собрание Общества архитекторов-художников. В действительные члены общества избраны живописцы: А. П. Блазнов, А. Ф. Гауш, Д. Н. Кардовский, В. В. Матэ, Николай Рерих и А. А. Ростиславов.

16 апреля 1909 г. - закончила свою деятельность особая комиссия, образованная при Императорской Академии художеств под председательством ректора Академии проф. В. А. Беклемишева с целью организации русского отдела на Всемирной выставке в Мюнхене. Всего жюри отобрало картин — 93, архитектурных проектов — 21, и скульптур — 7, принадлежащих 76 авторам. Комиссия обратила особое внимание на то, чтобы в русском отделе на предстоящей выставке были, возможно широко, представлены все течения в современном русском искусстве. Тут есть работы И. Е. Репина, К. и В. Маковских, В. А. Серова, М. М. Антокольского, Николая Рериха, А. М. Васнецова, Э. К. Липгардта и других. Выставка откроется 1 июня (н. ст.) в Стеклянном дворце в Мюнхене.

В этот же день в зале совета Академии художеств состоялось под председательством Е. Е. Баумгартена общее собрание членов Общества архитекторов-художников. В члены правления общества избраны: гр. П. Ю. Сюзор, В. С. Карпович, М. С. Лялевич, Николай Рерих, а в кандидаты — Н. Е. Лансере и Е. Ф. Шретер.

17 апреля 1909 г. - в Харькове в 12 час. дня в помещении Дворянского собрания состоялось торжественное открытие IV-й выставки картин современных русских художников, устраиваемой редакцией журнала «В мире искусств». Настоящая выставка пополнена полотнами, бывшими на первой коллективной выставке русских художников в венском Сецессионе. До своего открытия в Харькове эта выставка посетила Киев и Одессу. В выставке принимают участие: Александров, Билибин, Бакст, Богаевский, Ап. Васнецов, Досекин, Кон. Коровин, Крымов, Кустодиев, Лансере, Малютин, Нилус, Пастернак, Поленов, Николай Рерих и др. Будет выставлено около 300 полотен. Кроме того, состоялся ряд лекций по вопросам эстетики.

Николай Рерих посетил в этот день своего учителя А. И. Куинджи. Николай Рерих нашёл Куинджи опять бодрым и полным жизни настолько, что маститый профессор взобрался даже на крышу, чтобы заняться своим любимым делом: кормить голубей.

апрель 1909 г. - Николай Рерих выбран членом венского Сецессиона.

май 1909 г. - в Париже открывается выставка русского театрального декоративного искусства. Будут выставлены декорации, рисунки костюмов и т. д. Экспонентами будут Александр Бенуа, Николай Рерих, Е. Е. Лансере, Л. Бакст, А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.

май 1909 г. - в помещении газеты «Слово» под председательством А. И. Филиппова, состоялось собрание художников и художественных деятелей, на котором рассматривались вопросы об учреждении на юге России народного художественного музея, организации в провинции лекций по вопросам эстетики, о составе выставок журнала «В мире искусств», посещающих ежегодно Одессу, Киев и Харьков. В собрании принимали участие Николай Рерих, А. А. Ростиславов, Б. Кустодиев, И. Лазаревский, И. Билибин, В. Мейерхольд, А. Ф. Гауш, А. И. Филиппов и др.

6 (7) мая 1909 г. - в Париже проходит первая премьера антрепризы Дягилева «Русский сезон — Saison russe» - балет «Павильон Армиды», дивертисмент из русских танцев (заключённый грандиозным плясом, поставленным Фокиным под финал 2-й симфонии Чайковского) и акт (Половецкий стан) из оперы «Князь Игорь».

В течение месяца в поместительном парижском театре Châtelet состоятся 20 русских спектаклей. Из опер целиком будет поставлен (8 раз, не считая публичной генеральной репетиции) только один «Иван Грозный». Так, для вящего эффекта, перекрестил С. Дягилев «Псковитянку» Римского-Корсакова. Николай Рерих написал декорации «Псковитянки» и «Князь Игорь».

12 мая 1909 г. - в помещении школы Общества поощрения художеств по случаю окончания занятий и экзаменов состоялся традиционный пирог художников-преподавателей. Участвовали: Николай Рерих (директор училища), профессора: Ционглинский, Зарубин, Билибин, Химона, заведующий библиотекой худ. В. Степанов и др.

1 июня 1909 г. - в Мюнхене в Стеклянном дворце открылась Всемирной выставке. От России на эту выставку отобрано картин — 93, архитектурных проектов — 21, и скульптур — 7, принадлежащих 76 авторам. Это работы И. Е. Репина, К. и В. Маковских, В. А. Серова, М. М. Антокольского, Николая Рериха, А. М. Васнецова, Э. К. Липгардта и других.

24 сентября 1909 г. - состоялось первое в настоящем сезоне собрание членов Общества архитекторов-художников под председательством гр. П. Ю. Сюзора.

Весьма интересный доклад был сделан Николаем Рерихом: «О тихих погромах», как он назвал современную реставрацию русской старины. Объехав за последнее время много старых русских городов, он пришёл в ужас от того, что творится под видом восстановления древних памятников зодчества по отношению к ценнейшим его проявлениям. В Ярославле, например, храм Иоанна Предтечи зачем-то «промыт», т. е. испорчена замечательная живопись. Всё художественно-религиозное в нём исчезло и заменено работой богомазов. Фрески и чудные зелёные изразцы другого храма, Николая Мокрого, закрыты жёлтой масляной краской. Всё это, по словам докладчика, является настоящим погромом, который может выражаться и не в одних разносах и пожарах, а в систематическом уничтожении всего дорогого русскому сердцу. Хуже всего то, что это производится якобы с разрешения Археологической комиссии, в чём докладчик сомневается. Архитекторы решили возбудить ходатайство о прекращении впредь таких реставраций.

15 октября 1909 г. - выходит первый номер нового художественно-литературного журнала «Аполлон». В художественном отделе примут участие: Л. Бакст, Александр Бенуа, И. Билибин, К. Богаевский, бар. Н. Н. Врангель, А. Гауш, А. Головин, И. Грабарь, М. Добужинский, В. Курбатов, Е. Лансере, Г. Лукомский, С. Маковский, Николай Рерих, А. Ростиславов, К. Сомов, С. Ю. Судейкин и др.

В этот же день в Обществе архитекторов и художников Николай Рерих прочёл интересный доклад о создании музея Допетровского искусства. Общество, по мысли докладчика, должно немедленно приступить к всероссийской подписке на исследование древнейших русских городов и собирание музея Допетровского зодчества и всего древнего быта.

Доклад Николая Рериха был встречен сочувственно, и собрание единогласно постановило принять его предложение. Для детальной разработки проекта избрана комиссия в составе: Николая Рериха, акад. Покровского, акад. Щусева, Раевского, Лукомского, Ростиславова и др.

26 октября 1909 г. - состоялось общее собрание членов Академии художеств под председательством М. П. Боткина. В Академики избраны следующие новые лица: по живописи - В. И. Зарубин, Б. М. Кустодиев, С. Д. Милорадович, Николай Рерих, Е. И. Столица, по архитектуре - И. В. Жолтовский, Ф. И. Лидваль и П. П. Покрышкин. Звание Николаю Рериху было присвоено с трудом, так как Академия не только никогда и никаких симпатий не питала к нему, но заслуги которого положительно отрицала до последних дней (в музее Академии нет ни одного произведения Рериха).

20 или 27 октября 1909 г. - в помещении музея Старого Петербурга состоялось первое заседание комиссии музея Допетровского искусства и быта, только что образовавшейся по инициативе Николая Рериха при Обществе архитекторов-художников. Председателем комиссии избран инициатор - Николай Рерих, секретарями гг. Ростиславов и Макаренко, членами комитета: А. В. Щусев, В. А. Покровский, Е. Ф. Шретер, Г. К. Лукомский и Борис Рерих.

Пока намечен только общий широкий план организации. Предположено устроить всероссийскую подписку, популяризировать идею путём издательства, привлечь заинтересованных лиц в провинции и пр. Благодаря содействию академика В. Радлова, первоначальное помещение для предполагаемого музея уже обеспечено в общем музее Академии наук.

28 октября 1909 г. - в Императорском Русском археологическом обществе состоялось заседание Отделения русской и славянской археологии. Одним из докладчиков был Борис Рерих, собравший вместе с Б. Н. Максимовым в Волынской губ., преимущественно близ города Овруча, во время производства ими там реставрационных работ, значительную коллекцию древностей, также демонстрированных в заседании. Находки обнаружены в подвалах бывшего католического собора, в оврагах окрестностей Овруча; часть предметов приобретена у местных крестьян. Борис Рерих ознакомил собрание с фотографическими снимками, исполненными им с древних деревянных памятников Волыни, а также демонстрировал часть клада великокняжеского периода, найденного близ г. Овруча.

4 ноября 1909 г. - Николай Рерих принимает участие в чествовании академика К. Я. Крыжицкого по случаю 25-тилетнего юбилея его художественной деятельности. Праздничный обед состоялся в ресторане «Контан», где собрались друзья и почитатели Крыжицкого. Собралось около 125 человек, большинство которых составляли художники разных кружков и партий.

13 ноября 1909 г. - выходит из печати № 45-й «Огонька», в котором представлены последние работы Николая Рериха, Бакста, Герардова, Животовского, Вещилова. Большинство их — отклик на интересующие русское общество события и имена.

декабрь 1909 г. - осенняя выставка картин в Санкт-Петербурге в доме Хлудовых. Выставлены произведения художников: Светославского, Крыжицкого, Клевера, Бродского, Вещилова, Степанова, Шилдера, Маковского, Волкова, Кондратенко, Бокаловича, Николая Рериха, Ендогурова, Овсянникова, Френца, Куликова, Гирва, Муравьёва, Горохова, Занковского, Левина, Платонова, Синьяка, Боскина, Лемана, Ауэра, Тихменьева, Резниченко, Злотникова, Константинова, Зуара, Лоранса, Жукова, Шрейбера, Сведомского, Чумакова, Корина, Ляроша, Бенуа и друг.

декабрь 1909 г. - в Москве открывается выставка Союза русских художников. Выставка представляет с достаточной полнотой текущую жизнь русского искусства.

Целая комната на выставке отведена Николаю Рериху. Но комната маленькая, неуютная, и его вещи сильно проигрывают от однообразного и механического размещения рядами.

«Это художник не очень счастливый. Из пяти вещей ему вполне хорошо удаётся одна. Но в нём есть большое упорство, ум, он точно знает, к чему стремится. Сказка не даётся ему в руки верно потому, что до сказки нельзя дойти «умом». Рерих лучше там, где можно додуматься до хорошей концепции. Он тонко понимает цену художественных мотивов и умеет крепко держаться за них. И когда ему улыбается счастье, он составляет из них отличные композиции, как, например, «Небесный бой» или два эскиза к «Игорю», приобретённые для Третьяковской галереи».
(Утро России (Москва). 1909. 30 декабря. № 69–36. Среда. с. 5)

14 декабря 1909 г. - письмо Николая Рериха в редакцию журнала «В мире искусств».

18 декабря 1909 г. - в помещении одесского Городского музея открывается VII-ая передвижная выставка картин журнала «В мире искусств» под руководством Ал. Филиппова. Всё помещение музея занимается под выставку: в нижнем зале помещены картины О. Браза, бывшие на первой коллективной выставке в Вене, Ап. Васнецова, Крона и Кустодиева, портреты; в верхнем — весь большой зал занят исключительно произведениями Борисова-Мусатова, во вторую боковую комнату помещены полотна Николая Рериха (свыше 20 работ), Гауша, Добужинского и Саввина и в остальных двух — И. Билибин, Зарубин, П. Миллер, Переплётчиков, Суковкина и Крон.

Следующие картины Николая Рериха принимают участие в выставке:

  • Колдуны
  • Север
  • Колдун (этюд)
  • Над водой
  • Печора (Псков)
  • Долина Роны
  • Стража
  • Смоленские стены
  • Заморские гости
  • Каменный век
  • Варяжский мотив
  • Половецкий стан (эскиз)
  • Терема (эскиз)
  • Городец (эскиз)
  • Ночной праздник (эскиз)
  • Иматра
  • Сестра Беатриса
  • Ариадна (иллюстрация)
  • Идольское место
  • Море тумана
  • Ворон (этюд к картине «Зловещее»)

26 декабря 1909 г. - в Москве открывается выставка Союза русских художников. Выставлены художественные экспонаты петербургских членов Союза, художников Ал. Бенуа, Николая Рериха, Лансере, Билибина, Кустодиева и др. Николай Рерих посылает 62 художественных произведения небольших размеров, которые нигде ещё не выставлялись. В серию Николая Рериха входят финляндские и славянские этюды, эскизы для мозаики, декорации и костюмы к «Игорю» и «Снегурочке», итальянские и швейцарские этюды, «Шатёр Грозного», «Въезд Грозного в Псков», «Небесный бой» и др.

Творческие данные

Картины Николая Рериха

  • Варяжский мотив. Varengian Path. Паст. (21, 24). / Варяжский путь. (78).
  • Вид карельского берега (View of the Karelian Coast). Б., гуашь. 28,5 * 39. Эскиз продан 7.10.1998 на аукционе Sotheby's London (интернет).
  • Городище. The Town Site. Паст. (21, 24). - См. 1910.
  • Город у моря. City by the Sea. Темп. (21, 24, 78).
  • Жальник. Ancient Tomb. Темп. (21, 24).
  • Изба смерти. Вариант. The Hut of Death, Variant. Темп. 47 * 54. М., собр. В.А. Дудакова и М.К. Касуры. (21, 24, 32, 39).
  • Колдун. К., гуашь, паст. 74 * 49,5. Одесский худ. музей, N 2-1079. (32). / ОХМ Г-1079. (71).
  • Могильный курган. Б., смешанная техника. 25,7 * 36,6 (в свету). Химкинская картинная галерея. (36). - Ср. «Холм (Могильный курган)».
  • Небесный бой. The Heavenly Battle. Темп. и паст. (21, 24).
  • Одинокий корабль. Solitary Ship. Темп. (21, 24).
  • Пантократор. Эскиз. К., гуашь, золото, тушь. 28,7 * 31. ГТГ, N Р-132. (32). / Pantokrator. Темп. (21, 24). / Вседержитель. (78).
  • Пленница. A Captive Woman. (21, 24).
  • Ростов Великий. Rostov, the Great. Мас. Рим, Нац. музей. (21, 24).
  • Ростов Великий. Кремль. Церковь Иоанна Богослова. К., мас., темп.. 38 * 28,8. ГРМ, N Ж-7906. (57б). / 1903. (79).
  • Светлой ночью (Замок Викинга). Темп. (78). /
  • Светлой ночью (Песня о викинге). Glowing Night, Song of the Viking. (21, 24).
  • Синий город. Темп. (78).
  • Спас. Картон для мозаики над входом в церковь в имении Талашкино. Savior, Design for Mosaic Above Entrance at the Church in Talashkino. К., гуашь. 118 * 130. Cмоленский гос. объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, N СМИ КП-1532. (21, 24, 32). / Темп. (78). - Ср. 1910.
  • Эскиз к предыдущему. Sketch to Savior. (21, 24). / Темп. (78).
  • Стража. The Guard. Темп. и паст. (21, 24).
  • Страшный замок. К., акв., гуашь, тушь, паст. 46,9 * 46,7. ГРМ, N Р-53946. (57б). / Страшный замок (Этюд пня). The Ominous Castle, Sketch of a Tree-Stump. Б. на к., акв., гуашь, паст. (21, 24, 32).
  • Ункрада. Unkrada. Темп. Не сохранилась. (21, 24). - Вероятно, эскиз к несостоявшейся пьесе «Ункрада». Судя по русскому пейзажу (визуально и по словам Н.К.), это не эскиз к пьесе Ремизова (см. ниже), как предлагается в (41), хотя там есть такой персонаж. На открытке, однако, цитируется Ремизов. 48*
  • У стен монастыря. Коричневая б., гуашь. 21,8 * 18,1. ГТГ, N Р-1756. (32).
  • Холм (Могильный курган). Б., паст., уголь. ЦМР. (50). - Ср. «Могильный курган».
  • Эскиз проекта церкви в Скерневицах. Б. на к., акв., бел., кар. 24,5 * 31,8. СПб., РГИА. (75; Е.П. Маточкин. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Агни, 2005). / Эскиз храма Св. Алексея, Митрополита Московского в имении Императора Николая II в г. Скерневицы (Польша). (О.А. Черкасова. «Благой приказ» (Православная культура в жизни и творчестве Н.К. Рериха). Извара, 2002). / Проект церкви для государева имения в Скерневицах. 1910. (21).
  • Эскизы декораций для постановки пьесы А.М. Ремизова «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (не осуществлена):
  • ~~Дары. К., темп., паст. 49,5 * 74,9. Нью-Йорк, собр. Гиро. (41). / Иерусалим (Дары). (78). / 50,8 * 73,7. (72). [ЛД-1937].
  • ~~Иерусалим (Сад с золотыми яблоками). Темп. (21, 32). - Ко 2-му акту.
  • ~~Светлой ночью (Замок Царя Искариотского). Темп. (32). - К 1-му акту.
  • ~~Светлой ночью. Эскиз. Sketch for Glowing Night. Б., кар. 7,7 * 11,7. (21, 24, 32, 41).
  • Эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» в Париже в театре Шатле в 1909 году (Антреприза С.П. Дягилева). Suite «Prince Igor»:
  • ~~Вариант III акта. Variant of Act III. Темп. (21, 24).
  • ~~Двор Галицкого. Galitzky's Courtyard. Б. на к., паст. 46 * 64. Cмоленский гос. объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, N Ж-1002. (21, 24, 41).
  • ~~Затмение. Eclipse. Рисунок. (21, 24).
  • ~~Крепость. Б., гуашь, кар. 17 * 23,5 (в свету). СПбГМТиМИ, N КП 14001. (32).
  • ~~Плач Ярославны. Yaroslavna's Plea. К., темп., паст. 59 * 82. М., собр. Н.Н. Блохина. (21, 24, 41). / Стены Путивля - Плач Ярославны. («Огонек»-16.5.1909). / Городская ограда. (репродукция в (21)). - Вероятно, эта работа в выставках 1910 г. именуется «Кремль».
  • ~~Половецкий стан. Б. на к., уголь, темп., паст. 42,7 * 61,2. НГХМ, N ж-1222. (42).
  • ~~Половецкий стан. Не датировано. К., паст., темп, 43 * 60. ГРМ, N Ж-1983. (57). / Не датировано. К., паст., темп., графит, гуашь. (57б). 48*
  • ~~Половецкий стан. Б. на к., темп., гуашь. 58,5 * 84,5. Лондон, Музей Виктории и Альберта, E. 2487-1920. (41). – Это или другое произведение в (21, 24) упомянуто как «Вариант «Половецкого стана»», Variant of the Polovetzy Camp, темпера, принадлежавшая Е.И. Рерих, а затем Музею Рериха.
  • ~~Половецкий стан. Б. на к., темп., гуашь. 40 * 50. ГЦММК, N 2085. (41). / 2-е действие. Б., темп. (70). / Инв. N 2085/II («Рериховское наследие», т. 2). – Датировано 18.3.1909.
  • ~~Половецкий стан. Б., паст., кар. 14,4 * 18,7. Великобритания. Оксфорд, The Ashmolean Museum. (41).
  • ~~Терем Ярославны. К., темп. 15 * 21,5. ГЦТМ, N Д/2393. (32).
  • ~~Боярыня и дети. Б., темп., кар. 26 * 35. ГЦТМ, N 6159. (32). - Ср. 1914 г.
  • ~~Владимир Галицкий. Vladimir Galitsky. (21, 24).
  • ~~Князь Игорь. Igor. Б. серая, гуашь, бел. 25,8 * 12,2. М., собр. И.В. Качурина. (21, 24, 41).
  • ~~Кончак. Costume of Konchak. К., темп. 31,8 * 19,1. (21, 24, 29). / Б. на к. Местонахождение неизвестно. (41).
  • ~~Кончак. Вариант. Variant of Costume of Konchak. Б. на к., темп. 31,7 * 19. (21, 24, 41).
  • ~~Кончаковна. (41, 78).
  • ~~Овлур (Половец). Б. на к., гуашь, акв., серебро. 24,5 * 18. Киев, собр. семьи Ю.А. Ивакина. (41).
  • ~~Половец. Polovetz. (21, 24, 41).
  • ~~Половец. Polovetz. (21, 24). / Половец (Половчин). (41).
  • ~~Половец. Polovchanin. (21, 24). / Половчанин. (41).
  • ~~Половчанка. A Captive Maid. (21, 24). / Половнянка. (41).
  • ~~Половчанка. Polovchanka. (21, 24).
  • ~~Полонянка. A Captive Maid. (24, 41).
  • ~~Пленница. Б., акв., кар. 31 * 18 (в свету). СПбГМТиМИ, N КП 7324/278 ОР 6024. (41). / Полонянка. (32).
  • Эскизы декораций для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка» в Париже в театре Шатле в 1909 году (Антреприза С.П. Дягилева). Suite «Pskovitianka»:
  • ~~Въезд Грозного во Псков. Grozny's Entry. (21, 24, каталог выставки).
  • ~~Интерьер церкви. 1912. К., темп. 42,5 * 33,0. ЦМР. (50).
  • ~~Шатер Грозного. Grozny's Tent. (21, 24). / К., темп., паст. (41, 75).
  • ~~Шатер Грозного (вариант в предыдущему). Variant of Grozny's Tent. Б., паст. 27 * 39,2 (в свету). ГЦТМ, N 275260. (21, 24, 41). / К., темп. (37). /
  • ~~Шатер Грозного. Вариант. Б., паст. 15 * 21,8. ГЦТМ, N 171575/1. (32).
  • ~~Шатры. Б., кар. 6,5 * 10,5; размер листа: 10,5 * 13. МРН. (48).
  • Эскизы росписи Храма Святого Духа в Талашкине. Смоленский гос. музей-заповедник (75; Е.П. Маточкин. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Агни, 2005):
  • ~~Святые жены. Б., темп. 95,5 * 30.
  • ~~Серафимы. Б., темп. 48 * 12.
  • Звонница. Б., соус, растушка. 23,8 * 23,8. ГТГ, N Р-1236. (32).
  • Изба смерти. Рисунок. Набросок к «Соловью-разбойнику». (39).
  • Крепость (Fortress). Б. на к., гуашь. 19,2 * 30,1. Эскиз продан 7.10.2008 на аукционе Sotheby's New York (интернет).
  • Смоленск. Кремлевские стены. Рисунок для журнала «Огонек». (39). - Опубликовано в журнале N 45 за 1909 г.
  • Храм в Скерневицах (Польша). Набросок. Нереализованный проект. Б., тушь, синий кар. 10,5 * 14,2 (или 12 * 17); размер листа: 24,2 * 17,2. МРН. (48; Е.П. Маточкин. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Агни, 2005).
agni/biograf/1909/start.txt · Последние изменения: 2020/04/11 15:01 (внешнее изменение)

Вы можете оставить свои комментарии в разделе "Обсуждение".
Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку "Подписаться", расположенную справа снизу каждой страницы (знак конверта).




Индекс цитирования