/* GoogleAds */

Главная

ПРОЕКТ "ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ"

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


agni:biograf:1905:start

Елена, Николай, Юрий, Святослав Рерихи. Летопись семьи Рерих. Дневники семьи Рерих. 1905 год

Биографические данные

19 февраля 1905 года Николай Рерих на заседании Отделения славянской и русской археологии Императорского Русского археологического общества сделал сообщение «О каменном веке на оз. Пирос».

В 1905 году Николай Рерих производит небольшие раскопки Кафтинского городища.

В Новгородской губернии на берегу озера Шерегодро под руководством Николая Рериха было сделано важное открытие в области первобытной археологии: найден ряд курганов с предметами, относящимися к I веку нашей эры, где в большом количестве были обнаружены кремнёвые орудия и янтарные привески, амулеты и бляшки, впервые встретившиеся на Севере России.

На берегах озёра Пирос Новгородской губернии были обнаружены стоянки каменного века, найдены многочисленные предметы и орудия.

В 1905 году он вместе с князем П. А. Путятиным послал свои археологические коллекции на Международный археологический конгресс, проходивший во Франции. Это была первая демонстрация предметов, относящихся к каменному веку и добытых в России, перед представителями мировой общественности. Специалисты сравнивали их с классическими изделиями Египта.

В 1905 году в Вене состоялась выставка картин Николая Рериха.

Летом 1905 года Николай Рерих совершил поездки по Тверской и Новгородской губерниям.

Творческие данные

В 1905 году залах Общества поощрения художеств были устроены выставки: Патриотическая, передвижников, Дамского кружка и японская, причём ни одна из них не отличалась большим количеством платных посещений.

Картины Николая Рериха

В этом году Николаем Рерихом были написаны следующие картины:

  • Березы. Birches. Б., темп., паст. 51 * 33. ГРМ, N Ж-1959. (21, 24, 57). / Б., паст., темп., графит, гуашь. (57б). – В (21, 24) 2 произведения с таким названием: мас. в Русском Музее и паст. у Е.И. Рерих.
  • Декоративное панно. Эскиз. Decorative Panel, Sketch. Темп. (21, 24).
  • Дозор. Patrol. Х., мас. 148 * 148. ГРМ, N Ж-2003. (21, 24, 57). 48*
  • Дом в Березке. House in «Beriozka». Мас. (21, 24). / Дача в Березке. (78).
  • Злые. Мас. Уничтожена. (78).
  • Злые. Эскиз. The Evil Ones, Sketch. Мас. (21, 24).
  • Идолы, вариант. Темп. ГРМ. (78). - Ср. 1901 и 1902.
  • Колдуны. The Sorcerers. Б., гуашь, паст., 57 * 70. КМРИ, N РГ-1532. (21, 24, 32). / Б. на к., паст., гуашь. 52,6 * 70. Рг-1532. (76).
  • Над водою. Этюд. (78).
  • Облако. Х., мас. 30 * 25. Собр. Е.М. Величко. (37). / Облака. 25 * 30. (79).
  • Погоня. Эскиз. Pursuit, Sketch. Мас. (21, 24).
  • Псков. Pskov. Мас. (21, 24).
  • Север. Картоны для майоликовых фризов и фронтонов для дома бывшего страхового общества «Россия» на Морской улице (улица Герцена, СПб.). North, Drawings for Majolica Friezes. Гуашь. Исполнена в майолике П.К. Ваулиным. Фриз погиб во время Великой Отечественной войны, уцелели только фронтоны над окнами. (21, 24, 32).
  • Северный этюд. К., темп. 26,6 * 62,3. МБ, инв. N Ж-109. (52).
  • Славяне на Днепре. Slavs on the Dnieper. К., темп. 67 * 89. ГРМ, N Ж-1975. (21, 24, 57). К., темп., графит, гуашь. (75б). / К., темп., паст. (72). 48*
  • Сокровище ангелов. Treasure of the Angels. Х., мас. 315 * 366. (21, 24, 32, 39). / 330 * 360. («Вестник Ариаварты», 1-2001). / Treasure of the Angels. 321,3 * 367,2. Картина продана 7.10.1998 и еще раз 19.9.2007 на аукционе Sotheby's London (интернет). / «…эскиз… для стенописи усыпальницы…» («Огонек», N 13 за 1909). / С 17.4.2008 выставлена в Константиновском дворце под СПб. (теленовости). 48*
  • Тишина. Stillness. Мас. (21, 24).
  • Этюд дерева. Study of a Tree. Мас. (21, 24).
  • Эскизы к не осуществленной «Индусской постановке»:
  • ~~Девассари Абунту превращается в камень. Devassary Abuntu. Темп. (21, 24, 41, «Весы», N 8 за 1905). / Девассари и камни. (78).
  • ~~Девассари Абунту с птицами. Devassary Abuntu with Birds. Темп. 41,5 * 34. (21, 24, 41). / Индийская богиня на фоне пейзажа с райскими птицами (Indian goddess in landscape with Birds of Paradise). Темп. 41 * 34. Картина участвовала 17.7.1996 в аукционе Sotheby's New York (интернет).
  • Архангел с птицами. Archangel with Birds. [Б.], акв. (21, 24).
  • Вещий камень. The Prophetic Stone. (21, 24). /
  • Камень. (78).
  • Виньетки для книги «Талашкино». СПб. 1905. Vignettes for the Publication «Talashkino». (21, 24). / Рисунки. (78).
  • Вороны. Виньетка. Ок. 1905. Цинкография на б. Лист: 9,2 * 13,3; овал рисунка: 4,5 * 5,0. МИСР. (73). / Автолитография на б. (73б).
  • Город. The City. Рисунок. (21, 24).
  • Заклятие водное. The Conjuration by Water. Паст. (21, 24).
  • Изба смерти. The Hut of Death. Акв. (21, 24). Вдумываясь в облик славянского мира в глубокой древности, Николай Рерих однако не ограничивался наитием художника: он сам вел археологические раскопки и хорошо знал подлинные остатки древней жизни. Чутье художника помогало ему предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника.
  • Иллюстрации к произведениям М. Метерлинка (М. Метерлинк, сочинения. Изд. М.В. Пирожкова. СПб., 1906-1907) (21, 24, 32):
  • ~~Аглавена и Селизета. Aglavaine and Selisette. Рисунок. /
  • ~~Башня. (78).
  • ~~Алладина и Паломид.
  • ~~Ариана и Синяя борода. Ariane. /
  • ~~Рисунок к пьесе М. Метерлинка «Ариана и синяя борода». («Весы», август 1905). / Графика. 1914. Тушь. Рисунок. Собр. Е.М. Величко(?). (Е.М. Величко. Учась у тишины. М.: Дельфис, 2004). - Репродукция есть в коллективной монографии 1916 года, среди работ 1914 года.
  • ~~Втируша. Vtiruscha.
  • ~~Жуазель. Joyzelle.
  • ~~За стенами дома.
  • ~~Монна Ванна. Monna Vanna.
  • ~~Непрошенная гостья. - (79) отождествляет с «Втирушей».
  • ~~Пел(л)еас и Мелисанда. Pelleas and Melisande. / Тушь. Рисунок. (79).
  • ~~Принцесса Малэн. Princess Maleine. Паст.
  • ~~Принцесса Малэн, действие I, сцена 1. Princess Maleine.
  • ~~Принцесса Малэн, действие II, сцена 3. Princess Maleine.
  • ~~Рисунок к пьесе М. Метерлинка «Принцесса Мален». («Весы», август 1905). / Графика. 1914. Тушь. Рисунок. Собр. Е.М. Величко(?). (Е.М. Величко. Учась у тишины).
  • ~~Семь принцесс. Seven Princesses. Паст. (78).
  • ~~Семь принцесс. Рисунок.
  • ~~Сестра Беатриса. Sister Beatrice.
  • ~~Слепые. The Blind. Б., тушь. 19,3 * 23,2. ЦМР. (50).
  • ~~Смерть Тентажиля.
  • ~~Там, внутри. (Письмо Л.Н. Вилькиной).
  • ~~Три заставки.

- Большинство названий являются просто названиями пьес (ныне принятые названия: «Аглавена и Селизетта», «Алладина и Паломид», «Ариана и Синяя Борода», «Вторжение смерти» («Непрошенная [гостья]», «Втируша»), «Жуазель», «За стенами дома», «Монна Ванна», «Пеллеас и Мелизанда», «Принцесса Мален», «Семь принцесс», «Сестра Беатриса», «Слепые», «Смерть Тентажиля»). А.П. Соболев в докладе на «Рериховских чтениях» 2009 года цитирует письма к Л.Н. Вилькиной, из которых видно, что для первого тома к 5.6.1905 были выполнены рисунки «Слепые», «Там внутри», Монна Ванна« и «Ариана», а к середине июня - остальные.

  • «Небесный бой». Набросок композиции. Не датировано. Б. серая, кар. графитный. 13,2 * 25,7. ГРМ, N Р-50523. (57б). / Бой. Набросок первоначальной композиции картины того же названия. 1905. (32).
  • Неясная композиция. Беглый набросок. На обороте: «Небесный бой». Набросок. Не датировано. Б., кар. графитный. 13,2 * 25,7. ГРМ, N Р-50524. (57б). / Летящие Валькирии. Набросок к первоначальной композиции картины «Бой». 1905. (32).
  • Липа. Linden. Этюд. Паст. (21, 24).
  • Ночной пейзаж. (78).
  • Облака. Clouds. Рисунок. (21, 24). /
  • Облако. Рисунок. (78).
  • Озеро. Эскиз. The Lake (Sketch). (21, 24).
  • Поморяне у костра. День. Эскиз. Б. на к., акв., кар. 18,2 * 26,4. СПб., собр. В.И. Петрова. (39).
  • Профиль колдуна. Profile of a Sorcerer (Sketch). Рисунок. (21, 24).
  • Птица с раскрытыми крыльями. Рис. Ок. 1905. К., тушь, кар. 4,1 * 5,3. МИСР. (73). / Рис. Виньетка. (73б).
  • Рисунок для журнала «Весы». (78).
  • Рыбак. A Fisherman. Рисунок. (21, 24).
  • Смотрит. He Is Looking. Б., тушь. 14 * 24,4. М., собр. Г.Б. Смирнова. (21, 24, 32).
  • Сосны. Pines. Этюд. [Б.], акв. (21, 24). - В (21, 24) 2 произведения с таким названием: акв. и рисунок.
  • У царя челобитчики. Эскиз. К., тушь, гуашь. 21,5 * 55,0. СПб., собр. В.И. Петрова. Авторство и год сомнительны. (39).
  • Царь. The King. Рисунок для августовского номера журнала «Весы». Б., акв., тушь. Казань, Гос. музей изобразительных искусств Республики Татарстан, N ГМТр-1279. (21, 24, 32).
  • Царь. Цветная цинкография на б. Лист: 17,5 * 31,5; рисунок: 10,5 * 22,5. МИСР. (73). / Царь (К царю челобитчики). Автолитография на б. (73б).
  • Челобитчики перед царем. Линогравюра. 9,3 * 22,5. М., частное собр. (36).
  • Человек со скребком. A Man with a Scraper. Паст. Париж. Люксембургский музей. (21, 24).
  • Человек с рогом на башне. A Man with a Horn, on a Tower. Рисунок. (21, 24).
  • Шествие. Заставка. Procession, End-Piece. [Б.], акв. (21, 24).
  • Эскиз к «Бою». Sketch for «The Battle». [Б.], акв. (21, 24).
  • Этюд старика. Рисунок. (78).
  • Яблоня. Apple-Tree. Этюд. [Б.], кар., акв. (21, 24).

Письма семьи Рерих

agni/biograf/1905/start.txt · Последние изменения: 2020/04/11 15:00 (внешнее изменение)

Вы можете оставить свои комментарии в разделе "Обсуждение".
Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку "Подписаться", расположенную справа снизу каждой страницы (знак конверта).




Индекс цитирования